Тигран Малхасян. Структуры
«Не ходите в магазин художников за материалами!
Там вы найдете только уставшие краски и переутомленные кисти.
Человек должен жить в этом веке и работать с материалами века.
Только я не умею рисовать деньгами, так что остается масло!»
Тигран Малхасян с двенадцати лет увлекся рисованием, а затем живописью. C 1986 года активно участвует в художественной жизни Санкт-Петербурга и Москвы. Постепенно расширяя область своего творческого видения, а вместе с тем и расширяющуюся сферу знаний, Тигран подчинил своим специфическим творческим потребностям огромное количество визуальных средств и тем самым сформировал свой собственный уникальный язык обработки изображений.
Сам Тигран объясняет механизм действия своих произведений на зрителя следующим образом: «Посмотрев на некий образ, знакомый в большинстве случаев любому зрителю, я обрабатываю его в уме скорее так, как открывает криптограф код с помощью шифровальной книги. Кажущееся сходство старого кода с новым позволяет зрителю наблюдать знакомство с изображением, и поэтому я могу вовлечь его в картину, но не так, как он, возможно, намеревается, а наоборот. Другими словами, я прокладываю путь восприятия".
Можно сказать, что его давний энтузиазм в отношении технических дисциплин в сочетании с его особенным познанием мира позволили Тиграну начать свою карьеру в более интересной сфере, чем, если бы он оставался в академическом мире истории искусства и его изобразительном диктате. Большинство работ Тиграна созданы с помощью запрограммированных роботов. С помощью определенной программы роботы разливают краски по холсту в рамках заранее продуманной идеи художника.
Характерные ветвящиеся линии краски на поверхности холста, образованные силой тяжести, просачиваются, и проникают не только в визуализированные образы множества природных существ на земле - будь то перья птиц или листья папоротников. На холстах Тиграна они скорее, как кровеносные сосуды, проникающие в легкие, или некие основные «линии-конструкции» образующие основу многих промышленных предприятий и структур.
Марина Колдобская о искусстве Малхасяна: «Его работы на первый взгляд представляют собой традиционную абстракцию - пятна, кляксы, потеки. Смысл, однако, в том, что автор последовательно убирает из творческого процесса себя, художника. Он не посылает свой персональный мессидж, не выражает свои эмоции - он разливает краску и предоставляет действовать природным силам: центростремительной и центробежной, гравитации и поверхностного натяжения, диффузии и отталкивания. Именно так это происходило при сотворении мира - текла лава, набегали волны, выпадали осадки, нарастали сталактиты, крутились водовороты, сбивалась в слизистые комки протоплазма... Эти потеки и кляксы не настолько хаотичны, как может показаться - автор вносит закономерности в движение красочных масс, но не кистью, мастихином, распылителем или другим привычным художническим инструментом - он использует природные силы: то наливает краску лужами, то позволяет ей свободно течь, то заставляет робот вращать холст - в разных направлениях, с разной скоростью, в меняющемся ритме. Потеки краски дробятся, разветвляются, извиваются, растекающиеся струйки образуют подобия фракталов. Для Малхасяна, поклонника великого физика Бенуа Мандельброта, эти живописные аналоги природных фракталов очень важны. В потеках, пятнах и завихрениях краски на картинах моделируются то структуры кристаллов, то скопления клеток, видимых на предметном стекле микроскопа, то заполонившие пространство пещеры сталактиты, то следы, оставленные волной на песке. А также побеги первобытных растений, фрагменты раковин и скелетов, скопления облаков, узлы кровеносных сосудов...
По сути, Тигран моделирует процессы творения, и с любопытством творца приглядывается: получится ли «это хорошо». Или, сказать скромнее, его холсты - некий котел алхимика, куда по наитию закладываются реагенты, над которыми методом проб и ошибок колдует художник - в надежде превратить прах и пепел в нетускнеющее золото».
Творческая биография:
Сам Тигран объясняет механизм действия своих произведений на зрителя следующим образом: «Посмотрев на некий образ, знакомый в большинстве случаев любому зрителю, я обрабатываю его в уме скорее так, как открывает криптограф код с помощью шифровальной книги. Кажущееся сходство старого кода с новым позволяет зрителю наблюдать знакомство с изображением, и поэтому я могу вовлечь его в картину, но не так, как он, возможно, намеревается, а наоборот. Другими словами, я прокладываю путь восприятия".
Можно сказать, что его давний энтузиазм в отношении технических дисциплин в сочетании с его особенным познанием мира позволили Тиграну начать свою карьеру в более интересной сфере, чем, если бы он оставался в академическом мире истории искусства и его изобразительном диктате. Большинство работ Тиграна созданы с помощью запрограммированных роботов. С помощью определенной программы роботы разливают краски по холсту в рамках заранее продуманной идеи художника.
Характерные ветвящиеся линии краски на поверхности холста, образованные силой тяжести, просачиваются, и проникают не только в визуализированные образы множества природных существ на земле - будь то перья птиц или листья папоротников. На холстах Тиграна они скорее, как кровеносные сосуды, проникающие в легкие, или некие основные «линии-конструкции» образующие основу многих промышленных предприятий и структур.
Марина Колдобская о искусстве Малхасяна: «Его работы на первый взгляд представляют собой традиционную абстракцию - пятна, кляксы, потеки. Смысл, однако, в том, что автор последовательно убирает из творческого процесса себя, художника. Он не посылает свой персональный мессидж, не выражает свои эмоции - он разливает краску и предоставляет действовать природным силам: центростремительной и центробежной, гравитации и поверхностного натяжения, диффузии и отталкивания. Именно так это происходило при сотворении мира - текла лава, набегали волны, выпадали осадки, нарастали сталактиты, крутились водовороты, сбивалась в слизистые комки протоплазма... Эти потеки и кляксы не настолько хаотичны, как может показаться - автор вносит закономерности в движение красочных масс, но не кистью, мастихином, распылителем или другим привычным художническим инструментом - он использует природные силы: то наливает краску лужами, то позволяет ей свободно течь, то заставляет робот вращать холст - в разных направлениях, с разной скоростью, в меняющемся ритме. Потеки краски дробятся, разветвляются, извиваются, растекающиеся струйки образуют подобия фракталов. Для Малхасяна, поклонника великого физика Бенуа Мандельброта, эти живописные аналоги природных фракталов очень важны. В потеках, пятнах и завихрениях краски на картинах моделируются то структуры кристаллов, то скопления клеток, видимых на предметном стекле микроскопа, то заполонившие пространство пещеры сталактиты, то следы, оставленные волной на песке. А также побеги первобытных растений, фрагменты раковин и скелетов, скопления облаков, узлы кровеносных сосудов...
По сути, Тигран моделирует процессы творения, и с любопытством творца приглядывается: получится ли «это хорошо». Или, сказать скромнее, его холсты - некий котел алхимика, куда по наитию закладываются реагенты, над которыми методом проб и ошибок колдует художник - в надежде превратить прах и пепел в нетускнеющее золото».
Творческая биография:
Тигран Левонович Малхасян (род. 15 ноября 1964, Ереван) — современный российский художник и дизайнер. В настоящее время живет и работает в Санкт-Петербурге и Москве.
Родился в семье петербургского учёного-физика. Учился в Ленинградском электротехническом институте.
С подросткового возраста увлекся графикой, а впоследствии живописью, с 1986 года в качестве свободного художника участвует в художественной жизни Санкт-Петербурга и Москвы.
Художник галереи «Ателье №2» Центра современного искусства «Винзавод» в Москве. В частности, Тиграном Малхасяном созданы различные элементы интерьера на территории Центра современного искусства «Винзавод», например: дверь в административное здание, глазком которой служит воздухозаборник авиатурбины, рабочий стол руководства, в столешницу которого вбито 1,5 тысячи гвоздей, санузел (огромный глубоководный аппарат, или «бочка») и другие.
Участие в выставках
• 2013 – Участие в выставке «Рожденные летать и ползать» в Русском музее (Санкт-Петербург)
• 2010 – первая выставка современного искусства в рамках уникального проекта Art4room в интерьерном салоне Teak House при участии петербургской галереи AL Gallery (Санкт-Петербург)
• 2008 – Арт-Москва 2008 (Москва)
• 2008 – RIGroup Design Show (Москва)
• 2007 – выставка «Урбанистическая среда» в галерее «Ателье #2» Центра современного искусства «Винзавод» (Москва)
• 2006 – выставка Арт-Манеж 2006
• 2006 – «Супинатор» (живопись, инсталляция)
• 2006 – 1-я Петербургская Биеннале современного искусства (Санкт-Петербург)
• 2006 – выставка «Трансформация формы» в галерее «Ателье #2» Центра современного искусства «Винзавод» (Москва)
• 1999 – 2002 – участие в различных арт-проектах и выставках
• 1998 – персональная выставка в галерее «Старый дом» (Санкт-Петербург)
• 1997 – персональная выставка в галерее «Фёдор» (Санкт-Петербург)
• 1997 – выставка в Сан-Бенедетто-дель-Тронто (Италия)
• 1994 –1997 – участие в выставках «Весь Петербург» и выставках Академии художеств (Санкт-Петербург)
• 1995 – персональная выставка в галерее «Крунк» (Санкт-Петербург)
• 1991,1992,1993 – выставки в Дрездене и Гамбурге (Германия)
• 1989 – выставка в картинной галерее Орхуса (Дания)
• 1989 – уличные выставки на Невском проспекте (Санкт-Петербург)
• 1988 – выставка в Ленинградском рок-клубе (Санкт-Петербург)