Джаз в «Квадрате». Об энтузиастах, пароходах и питерском jazz appreciation society
Рубрика #АРТМУЗА_джаз
23 марта легендарный питерский джаз-клуб с пятидесятилетней историей – «Квадрат» – обрел свой новый дом в творческом кластере АРТМУЗА. О том, какой нелегкий творческий путь прошли пионеры джаза в России рассказал Алексей Кожевников, исполнительный директор джаз-клуба «Квадрат»
Алексей, откуда пошло такое название, «Квадрат»?
«Квадратом» называют импровизацию, уложенную в определённое количество тактов в данной композиции. Музыканты джазового мейнстрима выстраивают свою игру как ряд квадратов, импровизируя на заданную тему.
Расскажите, пожалуйста, о тех людях, кто основал джаз-клуб «Квадрат».
Они были просветителями, страстными любителями джаза. Активисты ЛЭТИ организовали джазовую секцию, впоследствии ставшую клубом «Квадрат», президентом был избран Натан Лейтес. К сожалению, он ушел из жизни в 2013 году. В свое время это была большая организация, человек сорок. В актив клуба входили Виталий Шепшелевич, Сергей Мелещенко, Юрий Вдовин, Владимир Фейертаг, Георгий Васюточкин и многие другие. Старая гвардия сейчас отошла от дел, многих уже нет в живых.
Актив клуба составляли разные люди в основном из инженерной среды. Были и музыканты и переводчики. Умные, образованные люди. Те, кто хорошо знал языки, как раз и занимались просветительской деятельностью. Книг про джаз на русском языке естественно не было, они их искали где-то, привозили, переводили. Еще и экземпляры перепечатывали для других любителей джаза. Выпускали газеты, журналы. Человек десять занимались рассылкой писем. Они от руки писали приглашения и рассылали их по почтовым адресам, по которым проживали любители джаза, был у них такой список. Человек триста получали приглашения. Это сейчас джаза много, тогда концертов было меньше, но все равно представьте, какой это был труд.
Конечно, в те времена все это было не так-то просто делать. Натан рассказывал в одном из своих интервью забавную вещь. В 1964 году тогдашняя милиция провела исследование, в результате которого выяснили, что 70% преступлений совершается на частных квартирах. Хрущев к этому времени уже понастроил жилья. И партия приказала комсомолу и профсоюзам выманивать молодежь из квартир на публику. Они пригласили и джаз-клуб, предложили сделать фестиваль. Он хорошо так прошел. Провели второй. А потом, когда пришло время третьего фестиваля, его, взяли, и отменили. Такой был советский журнал «Атлас», в нем публиковали все зарубежные сообщения ТАСС, так вот там напечатали, что любительские объединения в Чехословакии стали более влиятельными, чем комсомол. Естественно, советская власть не могла такого допустить.
То есть «Квадрат» − это «общество любителей джаза»?
Да, jazz appreciation society. Это не просто клубы, куда люди приходят выпить, отдохнуть, послушать музыку. Тут людей объединяет идея, общий интерес. В Америке таких заведений существует в достатке. В Санкт-Петербурге практически все музыканты нескольких поколений прошли через джемы и фестивали «Квадрата».
В 1958 году был создан «Д-58», первый советский джаз-клуб, который потом переформировался в клуб ЛГУ, потом ЛЭТИ… «Квадрат» прошел через множество изменений за свою пятидесятилетнюю историю. А сколько мест он поменял! И вот теперь, наконец, обрел свой дом в АРТМУЗЕ.
А что такое джазовые пароходы?
Пароходы – это старая клубная традиция, их начали делать в 1967 году. Один пароход за лето раньше проводили, в белую ночь вскладчину снимали судно, были музыканты и их друзья, около двухсот человек. Все желающие не могли попасть туда зачастую. Делали два рейса, для тех, кто ждал на берегу. Натан рассказывал, что когда были белые ночи, хорошая погода, у людей же открыты окна, до них музыка доносилась с корабля, и они начинали звонить в милицию. Приезжала милиция, разливали музыкантов водой из шланга, разгоняли всех. Не один раз это было. Но капитаны, которые возили джазменов, относились к ним с симпатией.
И в 2001 году мы сделали рейс не только для «своих», но и для всей публики. До 2004 года была такая ситуация, что люди, которые приходили на джазовый пароход сначала не понимали, что происходит. Было непонимание, что такое джаз. Сейчас публика стала образованнее. Люди джазом живо интересуются. Приходят не совсем случайные зрители.
Неподготовленному слушателю будет сложно воспринимать джаз?
Человек должен иметь хоты бы основные представления, например, когда ему хлопать, чтобы своевременно поддержать артиста. В джазе принято, что после каждого соло исполнителя поддерживают. Если он достойно сыграл, его приободряют аплодисментами. Не очень хорошо сыграл – чуть тише. Обычная публика привыкла аплодировать в конце композиции. А музыканту очень важно, чтобы его поддерживали, он старался. Он хочет получить энергию одобрения. Хотя бы вот такие мелочи. Знание минимального репертуара золотого фонда джаза, конечно, тоже будут плюсом. Но, вообще, мы рады всем любителям музыки.
А музыканты к вам на сцену попадают по какому принципу?
Я приглашаю тех, кто был связан с клубом. Тех, кто хотят клуб поддержать. Все они должны иметь приличный музыкальный уровень. Джаз-клуб с пятидесятилетней историей, на сцене которого побывали практически все именитые джазмены Санкт-Петербурга, должен держать марку.
Расскажите о своих планах.
Мы хотим сохранить традиции клуба, делать интересные концерты и фестивали, пропагандировать джаз. У нас есть архивы, которые мы хотим представить широкой публике. Клуб должен жить, давать работу музыкантам и дарить радость любителям джаза и хорошей музыки.