Хроники Иванова. Космические города и внеземные цивилизации в технике ресайклинг
Рубрика #АРТМУЗА_художники
От того, что делает художник Игорь Иванов, захватывает дух. Именно так представляешь себе планету, пережившую постапокалипсис. Или параллельный мир из «Темной башни» Стивена Кинга. Сам художник только рад, что его работы вызывают множество разных ассоциации, которыми с ним охотно делятся зрители. АРТМУЗА расспросила Игоря Анатольевича о том, что его вдохновляет, и как именно он создает свои инопланетные цивилизации
Игорь Анатольевич, расскажите нам, пожалуйста, о выставке и о необычной технике в который вы работаете. Как вы к ней пришли?
Это авторская техника, но под общим названием ресайклинг, то есть переработка. В Европе это еще называют скраб-арт, буквально «стружка». Точно такого же нет, я взял общую идею и из нее развил свою. У меня вылилось в такую вот топографию. Меня интересует градостроительство, городские ландшафты. Постепенно, методом экспериментов, я искал какой-то объем, пробовал разные материалы и в какой-то момент натолкнулся на понятную для меня пластичность и начал с ней работать. Раскачивал эту тему, углубляясь в нее.
Как создаются такие произведения искусства? Нас интересует сама технология, как это делается?
Я не делаю эскизов. Для меня важно понимание основного стремления в этой картине. Поскольку я упоминал, что многие мои работы связаны с архитектурой, то, например, я для себя вижу, что хочу сделатьбашню. Это башня должна быть готической. С четким устремлением кверху, сужением, со всеми характерными готическими признаками. И я просто начинаю из материала выкладывать то, что мне нужно. А как это уже получается, то это уже творческий процесс – где-то убавляешь, где-то прибавляешь, где-то делаешь на интуиции, примерно так.
Расскажите про детали, где вы их находите? Наверняка с ними связаны какие-то интересные истории.
Никогда в жизни не приходилось куда-то специально ехать и искать их. Однажды сам обнаружил у себя в столе какие-то старые зажигалки, часы, металлические кусочки, кое-что из этого сделал и понял, что на весь этот материал у нас в квартирах лежит на антресолях, его жалко годами выкинуть! И когда мои друзья узнали, что эти вещи можно не просто выкинуть, а использовать с назначением, они с радостью начали их приносить. И до сих пор все приносят. Детские игрушки, сломанные компьютеры, особенно сейчас, когда техника устаревает быстрее, чем ломается, поэтому приносят морально устаревшую аппаратуру.
В ваших работах прослеживается тема иноземных цивилизаций, космоса. Откуда все это?
Это моя суть, воплощение моих фантазий. С детства меня интересовали вопросы истории, альтернативной истории, в том числе. Эту любовь к фантастике я пронес через всю жизнь. Много об этом знаю, много смотрел об этом, читал. Ездил на раскопки. Образование у меня архитектурное, то есть это моя страсть, я делаю то, что мне нравится, реализую собственные фантазии, которые копил, делюсь восторгом от книг и фильмов.
Расскажите о том, что вас вдохновляет. О книгах, кино.
Читал много советской фантастики, все, что можно было достать в то время. Жюль Верна. Потом, в начале 90-х, когда начали печать больше разной литературы, познакомился с жанром фэнтези, например, «С хрониками Амбера» Роберта Жялезны, которые на меня произвели очень сильно впечатление. Меня это обогатило, и до сих пор восхищают такие вот мощные космические саги. Мне это интересно, и я эксплуатирую это все в творчестве.
Как реагируют зрители на то, что вы делаете?
В большинстве своем – очень положительно. С восторгом, воодушевлением. Многие находят знакомые детали, рассматривают их с интересом. Сюжет для многих близок. Порой даже мне рассказывают то, о чем я и сам не знал. Бывают, впрочем, и негативные отзывы, в основном от людей у которых проблемы с восприятием металла. Для них само наличие металла вызывает ассоциации с нечто враждебным, агрессивным. Они так, к этому всему насторожено относятся. Но больше положительных отзывов.
Какие у вас творческие планы?
Буду продолжать то, что делаю сейчас, потому что меня это захватывает и интересует, но будет ли это иметь прежние формы или новые, я пока и сам не знаю. Для меня эта вставка – некий водораздел, сейчас я сам должен на это все внимательно посмотреть.
Эта выставка важна для меня не только как возможность показать зрителям то, что я сделал, но и для самого себя подвесит некую черту, обозначить этот период, когда я занимался космической топографией, когда у меня такой большой набор различных изобразительных текстов. В принципе, это уже такой готовый большой проект, который можно эксплуатировать на разных площадках. У него есть разные составляющие, его можно увеличивать, добавлять что-то.
То, что я делаю, делится на несколько частей, одна часть – это художественная составляющая, а другая – это социальная позиция. Многие из нас переживают, что мы загрязнем нашу планету, наш отчий дом, и если каждый найдет возможность из того, что мы выбрасываем делать то, что может еще пригодиться, это сделает жизнь лучше.