Век медиа искусства. Это проблема?
Посещая современные выставки, неравнодушный зритель обязательно обратит внимание на очевидный переход традиционного визуального искусства к более медийному. Все чаще появляются так называемые, синтетические проекты, демонстрирующие применение качественно новых технологий в искусстве.
Этап экспериментов с новейшей техникой, программами, виртуальными реальностями, социальными сетями в объединении их с искусством или слиянии их в продукт искусства, для новых поколений художников – процесс всегда стихийный и циклично повторяется на каждом витке цифровой революции в мировой истории.
Зачастую, именно эти перемены в качестве и количестве нестандартных произведений искусства, начиная от первых анимационных проб с фенакистископом (движущиеся картинки), возникновением мобилей и кинетик-арта в середине ХХ века, а также вплоть до появления нового интерактивного телематического искусства, - вызывают у зрителя и у многих художников стойкое неприятие.
Однако, так ли плохо новое медиа искусство в своем вкладе в культуру, как его «малюют» и что в нем хорошего, если ценность все-таки есть?
Художники, давно работающие на стыке науки, искусства и технологий, демонстрируют нам, что сейчас привычные художественные методы во многом исчерпали себя и современному автору предлагается широкая возможность реализации своих идей на совершенно новом информационно-цифровом поле, богатом разнообразными возможностями, позволяющими зачастую эти идеи неплохо монетизировать (аудиопоток, виртуальный флешмоб, арт-вирус, аудиовизуальный перформанс, веб-сайт, интернет-игры, анимация, СG, даже исследования ДНК и генетики).
Здесь и кроется некоторая проблематика. Во-первых, есть основания размышлять, не приведет ли «искусство новых медиа» к деградации осваивания грядущими поколениями художников традиционных видов искусства вообще, и, во-вторых, если, как и любое явление, современный нам медиа-арт переживет свои жизненные циклы, начиная от возникновения определенного поля коммуникаций и активного вовлечения в него, до смещения акцентированности публичного внимания с результата творческой деятельности на процесс производства, то что же придет на такой базе следующим всходом?
Прежде всего, новое медийное искусство – это форма художественного творчества, всегда неразрывно связанная с возможностью визуальной трансляции образов. Так или иначе, уже с давнего времени оно росло и развивалось и как форма искусства, интегрированная с повседневной жизнью. Одни медиа (фотоаппараты, радио, телефоны, фильмоскопы и т.д.) приходили на смену другим, и новизна становилась затем уже классикой. А теперь медиа-арт предлагает соединить искусство и жизнь на основе сети интернет и новых технологий.
Инсталляции, видео-арт, художественные конструкции из теле- и видеоприборов в синтезе художественного замысла, становятся привычным дополнением к выставочному пространству. Видя и понимая необходимость в собственной интерпретации конфликтующих противоположностей в явлении new media art в коммуникативной, социологической, эстетической, категорийной, искусствоведческой и др., сферах, многие представители мира изящных искусств идут дальше.
Ловя волну, многие авторы, художники и кураторы выпускают серьезные исследовательские проекты, как пример среди которых: «Глобальное современное. Миры искусства после 1989г.» (кульминация проекта «Глобальный мир и музей»), открывшийся в сентябре 2011г. под руководством искусствоведов и кураторов Ханса Бельтинга и Андреа Буддезинг, в Центре искусств и медиа в Карлсруэ. Говорить о самом проекте, его многоканальности, можно бесконечно и он стал, безусловно, успешным в целях, которые перед собой ставил. Что до медийного оформления, здесь были задействованы все новейшие технические ресурсы, дополнившие экспозиции как произведение искусства в четко собранный художественный проект.
С тех пор, как ведущий куратор одной из самых авторитетных в области современного искусства международных выставок, «Documenta» в 1972г., включил в выставочную экспозицию видео-арт, видео стало считаться частью искусства и рамки традиционных стационарных выставок дрогнули.
В разнообразии способов воздействия на все уровни восприятия зрителя для осуществления задачи максимально донести суть и замысел выставочных проектов, новые медиа-технологии безусловно помогают современному художнику и куратору.
Сегодня на Венецианские Биеннале художники готовят все более технически усовершенствованные проекты, стремясь выйти за любые границы выставочных пространств, перейдя в измерения виртуальной реальности и перенеся туда свой художественный проект. Это уже совершенно иной, инновационный способ работы со зрителем и автором выставки. Теперь медиа особенно активно вовлекает наблюдателя в обратную связь с искусством, во взаимное участие с ходом творческого процесса.
Что это, игры разума и грядущий тупик или весточка из будущего? Время покажет, а оно всегда бежит только вперед.
Автор: куратор выставочных проектов, Надежда Косова.