Санкт-Петербург, 13 линия В. О., дом 70

Время работы: 11:00 — 22:00 ежедневно

ВХОД БЕСПЛАТНЫЙ

АРТМУЗА » Арт-блог » Как бывшие заводы превращаются в творческие кластеры

Как бывшие заводы превращаются в творческие кластеры

Сегодня в России все более актуальными и интересными арт-пространствами становятся лофты и творческие кластеры, по специфике своего первоначального предназначения и архитектуры (а это, как правило, были фабрики, заводы, ангары и цехи), пройдя нелегкие процессы реновации в 90-х гг., теперь сочетающие в себе большое количество разносторонних функций, всегда связанных с искусством самых разнообразных областей.

Феномен возникновения и развития подобных творческих индустрий, достаточно независимо существующих от государственных музейных институций, получил свое начало в период экономического и социального кризиса в европейских странах, таких, например, как Великобритания, США, Финляндия, Германия и др.

Появление постиндустриального общества, послужило причиной для государств обратить внимание на креативную экономику, как возможность обеспечения занятости населения, лишившегося постоянной работы на крупных разорившихся или ушедших за более доступной рабочей силой в другие страны, предприятиях.

Одними из первых таких творческих индустрий, объединивших под своей крышей богему, рабочих и предпринимателей, стали лофты, возникшие в США с 1940г. после тяжелых периодов биржевого краха, Великой депрессии, отходных, и поустойчивому определению, - ревущих двадцатых, Первой мировой войны, а затем нового непростого экономического подъема с приходом к власти Рузвельта. Заброшенные фабрики и цехи начинали арендоваться творческой богемой, самостоятельно возвращавшей жизнь в запустевшие здания и видевшей тогда особую привлекательность этих развалин прошлого. Заброшенные здания начинали превращаться в успешные творческие предприятия, активно участвовавшие в культурной жизни города и страны.

Спустя некоторое время, осознав значимость роли таких творческих индустрий на своей территории, европейские государства включили развитие данного направления в один из приоритетов своей государственной политики как антикризисную стратегию.

Подобная необходимость постиндустриального развития общества и экономики, спустя некоторое время затронула и Россию, когда, после долгого послевоенного восстановления промышленной отрасли, наступивший финансовый кризис 90-х гг. повлиял на закрытие многих заводов, фабрик, комбинатов, производственных цехов, мельниц и депо. Заброшенные или уже почти не функционирующие здания, как правило, находящиеся в городской черте, стали обживать художники, которым всегда были нужны мастерские, а различные арт-группы использовали эти атмосферные помещения под выставки, перформансы, съемки арт-хаусного кино.

Ориентируясь на опыт зарубежных партнеров, а также быстро поняв успешность и полезность для города и бизнеса подобных пространств, переоборудованных в творческие кластеры, российские предприниматели выигрывали тендеры на реновацию заброшенных промышленных зон.

Образ творческого кластера, не смотря на обновленный и подобающий многофункциональным креативным целям дизайн, как правило, сохраняет в себе часть первоначальной истории здания: открытые инженерные коммуникации, кирпичные стены, многоуровневость и масштаб помещений, высокие окна.

Достаточно низкая арендная плата позволила представителям творческой среды общества снимать помещения под художественные мастерские, школы, студии, арт-рестораны и пабы, театральные и поэтические площадки, актуальные выставочные пространства. Переформировавшиеся из заводов и фабрик кластеры и лофты - были и остались местами для свободных, креативно мыслящих людей, желающих транслировать свой творческий и интеллектуальный продукт также и вне жестких рамок музеев, которые еще держат оборону собственных представлений о процессе организации сотрудничества с художниками и порядком последующей демонстрации их искусства.

В кластерах существуют и продуктивно работают бок о бок люди самых разнообразных творческих профессий. Более того, подобными пространствами не пренебрегают и привыкшие к вниманию публики и лучших выставочных площадок России и Европы, современные художники, архитекторы, модные кутюрье, фотографы, дизайнеры, рестораторы, театралы, прекрасно понимающие актуальность этих арт-пространств, теперь идущих впереди своего времени. Организуя в творческих кластерах свои выставочные проекты, показы, лекции, дискуссии, мастерские, резиденты и партнеры кластеров всегда отмечают легкость атмосферы творчества, отсутствие давящих границ, возможность развиваться динамично.

Вокруг подобных лофтов некогда разрушающаяся промышленная зона становится процветающим кварталом, модным и актуальным местом, где производственная деятельность удачно сочетается с презентационной, а креативные творческие проекты разносторонни и смелы. Постепенно «обживаясь» творческой жизнью, эти промышленные здания становятся украшением и значимым местом своего города, всегда привлекающим внимание.

В России практика творческих кластеров развивается несколько лет, но уже представляет активное решение социокультурных и экономических проблем, составляет достойную конкурентоспособную базу, уже выходя на международный уровень. Это ответ на вызов времени, когда в одном кластерном пространстве развиваются и активно заявляют о себе представители различных творческих направлений. В тесном сотрудничестве культурного потенциала и экономики здесь создается наиболее благоприятный климат для непрерывного воспроизводства культурных практик и творческой реализации самых смелых креативных идей в современной городской среде.

 

Автор: куратор выставочных проектов, Надежда Косова.