Санкт-Петербург, 13 линия В. О., дом 70

Время работы: 11:00 — 22:00 ежедневно

ВХОД БЕСПЛАТНЫЙ

АРТМУЗА » Арт-блог » Беседа с художником, автором выставки «Полёт над миром», Евгенией Варенцовой

Беседа с художником, автором выставки «Полёт над миром», Евгенией Варенцовой

  По следам выставок. «Полёт над миром». ноябрь 2024 - январь 2025.

Варенцова Евгения Евгеньевна – художник-живописец, член Союза художников России. 

Три месяца посетителей АРТМУЗы радовали и впечатляли, влекли в полет произведения  нашего сегодняшнего героя — художника Евгении Варенцовой. Выставка собрала большое количество хороших отзывов, пожеланий видеть произведения Евгении как можно чаще. 

В беседе с автором столь запомнившейся выставки «Полёт над миром» мы постарались выведать её секреты творчества, делающие произведения такими манящими для зрителей.

Евгения, вы родились и выросли в Костроме. Как традиции, культура старинного города отразились в Вашем творчестве (творческом методе).

В Костроме прошли первые семнадцать лет моей жизни, первые впечатления, первый опыт взаимодействия с миром и его открытие.

Мой старинный купеческий город, с его белокаменной архитектурой, зодчеством древних церквей, высоким берегом Волги, безусловно стал той колыбелью, где сформировались представления о красоте, появилась любовь к природе, фольклору.

Древние города России хранят в себе культурный код, который человек считывает сразу, бессознательно, но проносит через всю жизнь.

Кострома город уникальный, я бы даже сказала Венценосный. Здесь проходило Народное ополчение Минина и Пожарского, здесь был призван на царство Михаил Романов. Моё детство прошло возле Ипатьевского монастыря — «колыбели» Романовского дома. Безусловно, в возрасте 4 лет ребёнок не способен осознать исторический пласт своей Родины, но увидеть её красоту: широкий разлив двух рек, светящиеся золотом купола соборов, кружево деревянных изразцов, утопающих в гроздьях рябины — эти впечатления бесценны. Сейчас я думаю об этом с сердечным трепетом, мой родной город для меня обитель очень личных переживаний и созерцаний.

Но, как ни странно, я крайне редко рисовала Кострому, особенно в юности, когда обыденное и привычное глазу кажется не таким изысканным, а на холст просятся «города мечты», окутанные туманами и тайнами.

В семнадцать лет «Александрийский столп» и стрелка Васильевского острова становились сюжетными образами моих работ намного чаще, чем высокий берег Волги. Ровно наоборот происходит сейчас, я живу в историческом центре города туманов и классицизма, в строгой перспективе проспектов под низким небом свинцовых облаков, а в работах — мечтаю о горизонтах среднерусской полосы: маковках церквей, лесах, полях, стремлюсь к колыбели «отчего дома».

Не так давно завершилась Ваша выставка «Полёт над миром» в Музее Современного искусства АРТМУЗА, ведь название выбрано неслучайно, что для Вас полёт? 

Мне кажется, это вопрос экзистенциальный. Желание устремится в высь, превозмогая силу притяжения, это бесконечное стремление человека к торжеству жизни, к свободе, как ментальной, так и физической. Когда птица летит — она живёт и существует, создание работы для художника — это тоже полёт… мысли, импульса, вдохновения. Это способность выйти за рамки обыденности, подняться над линией горизонта. 

Как проходил отбор работ к выставке «Полёт над миром», какие темы, сюжеты были представлены?

Любая персональная выставка — это событие для художника, возможность посмотреть на себя новым взглядом. В галереях «Течение» и «Мастерская художника» были представлены работы, выполненные мной за последние 10 лет.

Преимущественно я работаю в жанре пейзажа. Для меня природа — это высшая степень проявления нерукотворной красоты мира, постоянный источник вдохновения. Я вижу в ней способность выражения различных настроений, переживаний, эмоций.

На выставке было представлено более 30 произведений. В экспозицию первого зала преимущественно вошли пейзажи России, объединенные серебристым колоритом, лирическим настроением, сдержанной цветовой гаммой. Одна из центральных в моём творчестве — тема храма, гармонии природы и архитектуры была представлена в работах, выполненных по впечатлениям Ростова Великого.

Пейзажи первого зала отражают мой взгляд на красоту Родины, которая открывается для меня, как и в монументально широких пространствах — реки, леса, горы, так и в едва уловимых деталях — свитое гнездо, огоньки клюквы в листве, камни, мох.

В экспозицию второй галереи вошли пейзажи, созданные по впечатлениям моих путешествий. 

Вы любите путешествовать и писать картины о Ваших странствиях, расскажите немного о процессе создания таких произведений. 

Моим излюбленным жанром работы является пейзаж. В путешествиях я обогащаю свой внутренний опыт насмотренности. Горы Кавказа, Крым, Осетия — являются для меня удивительными местами вдохновения. 

Я работаю в больших форматах, и в большей степени в мастерской. Не могу назвать себя художником пленэра: в путешествиях я делаю композиционные зарисовки, небольшие наброски акварелью. Скетчбук, акварель медовая, кисть и карандаш — мои лучшие спутники во всех странствиях.

Я очень люблю минуты созерцательного наблюдения, когда под пение птиц, вдали от суеты, на лоне природы мазки краски наносятся на бумагу. Но в путешествиях я мобильна, иногда есть только 10 минут, чтобы успеть ухватить главное.

Основная работа начинается в мастерской на формате. Как правило я не пишу пейзажи с натуры, скорее по памяти и представлению. Для меня очень важно передать своё эмоциональное чувство от увиденного, найти пластическое решение, композиционный и декоративный «ход» работы. В путешествиях я наполняю себя образами, самые яркие из которых выкристаллизовываются в будущие картины. 

Выставка охватила десятилетний пласт Вашего творческого пути, а сколько стран Вы посетили за это время?

На самом деле не так много, как хотелось бы, не могу назвать себя туристом со стажем, но путешественником, который не ищет лёгких дорог- однозначно.

В путешествия я отправляюсь с друзьями, мы всегда продумываем маршрут таким образом, чтобы познакомиться с природой и культурой нового места, с людьми, их миром и образом жизни.

Никогда невозможно предугадать всё заранее, каждая новая страна — это новый опыт, подчас неожиданный. Так, например, я открывала для себя Турцию через километры Ликийской тропы, ущелья и горные склоны, античные руины дальних островов. Забиралась в жерло вулкана, а также пряталась от обезьян в джунглях Индонезии. Теряла паспорт в аэропорте Шанхая, изучала самые нестандартные виды наземного транспорта на Филиппинах. «Путешествия учат больше, чем что бы то ни было. Иногда один день, проведённый в других местах, даёт больше, чем десять лет жизни дома».

На что обращаете внимание в новых землях и в родных пенатах?

Как правило, путешествуя по новым местам географии, я пытаюсь открыть для себя не только новый природный ландшафт, но и частично погрузиться в культуру, этнос, в людей, чью ментальность формировала данная среда. Мне интересно замечать, наблюдать, фиксировать: детали, мгновения, красоту.

Удивительным открытием стала для меня Индонезия, особенно остров Бали. Мастера по батику, камнерезы и резчики по дереву — люди постоянно украшают и созидают свой мир. Не существует школ искусств, мастерство передаётся от отца к сыну, кажется, что чувство формы и пластики у балийцев генетическое, врождённое. Жители острова убеждены, что живут в раю, а когда тебя окружают фантастические цветы, птицы деревья, рука сама тянется к инструменту, чтобы воплотить увиденное. Моя же рука потянулась к холсту, а впечатления остались в серии картин, «Цикл Азия».

Но сколько бы не влекли новые страны, только в родных пенатах я наполняюсь внутренней гармонией, обретаю свой стержень и силу. И чем больше я путешествую, тем сильнее люблю, ценю, дорожу и горжусь своей культурой, своей страной, своей Родиной. 

О планах не принято говорить, но смею спросить о Ваших надеждах, о чем Вы мечтаете, каких профессиональных высот хотите достичь в ближайший год?

После «Полёта над миром», любая птица возвращается в «гнездо» — свой маленький, уютный мир дорогих вещей и предметов. Помимо пейзажа, одним из моих любимых жанров изобразительного искусства является натюрморт. Думаю, что ближайшее время я посвящу себя данной тематике, и, если по результату это воплотиться в выставку — будет прекрасно.

В рамках выставки было мероприятие с участием орнитолога, специалиста по работе с хищными птицами Энджией и её великолепных птиц. Что Вам запомнилось?

Это было удивительное мероприятие. Создавая картину, художник руководствуется образом, орнитолог объясняет его с точки зрения биологии, естествознания, понимания природы птицы. Я узнала о героях своих холстов много нового.

Меня бесконечно впечатляют люди, преданные своей профессии, любящие свой труд и отдающиеся ему. Одно дело — рисовать птиц, и совершенно другое — учить её, кормить, лечить, поднимать на крыло, сколько в этом любви и красоты. Как художник, не могу не отметить, образ девушки и птицы просится на холст, Энджия и её великолепные птицы словно дополняют друг друга.

Если бы волею судеб Вы стали изучать птиц, на какой вид пал Ваш выбор, чей полёт хотели бы повторить, за кем последовать?

Ласточек! Я бы даже хотела стать ласточкой, парящей над тропой Голицына в Новом свете, видеть рассветы и закаты Крымского побережья, подниматься над миром легко и радостно, осознавать его несовершенство, но понимать, принимать и любить.

Благодарим Евгению за приятную беседу. Желаем достижения желаемых высот, успеха и везения! 

Ждём новых встреч на просторах Музея современного искусства АРТМУЗА. 

Освежить в памяти «Полёт» Евгении здесь - «Полёт над миром».

Также приглашаем на выставку «Сны Африки»где представлена работа Евгении Варенцовой.