«Интеллектуальный реализм» братьев Дмитренко, большое интервью!
Интервью с авторами выставки «Интеллектуальный реализм» Андреем и Николаем Дмитренко!
Глеб:
Прямо сейчас рядом со мной братья Дмитренко, авторы выставки «Интеллектуальный реализм». Я вас поздравляю с открытием. Какие ваши впечатления от вернисажа? Расскажите.
Андрей:
Спасибо большое! Супер, потому что само открытие произвело действительно невероятный эффект. Выставка начала работу чуть раньше, у нас был предпоказ. Это хорошо — много зрителей ознакомились с экспозицией заранее. А на вернисаж пришло, на мой взгляд, огромное количество людей. Такое количество желающих, которые шли потоком.
В целом такое стремление я вижу последние годы, просто как вектор в современном обществе, пошёл интерес к искусству, пошёл интерес к «настоящести», к искренности, к глубокому. Это очень радует.
Николай:
Вернисаж произвел на нас огромное впечатление. Было действительно очень много людей, и их энергия, которую они испытывали от выставки, нас очень сильно заражает на творчество, и вдохновляет идти дальше, творить-творить и создавать несметное количество новых произведений, поэтому большое спасибо.
Глеб:
Из особенностей выставки, что бросается в глаза, у вас все работы подписаны «братья Дмитренко». Почему так? Почему индивидуальность немного размывается?
Андрей:
Мы дарим авторство друг другу. Это сегодня наша принципиальная позиция. Я не открою большой секрет, что каждая работа выполнена отдельно одним из художников, но мы позиционируем себя как «вместе». У нас одно образование и одно мировоззрение — мы едино работаем. Мы очень помогаем друг другу, причём не только в самой живописи, но и с момента зарождения идеи, то есть творческий процесс получается единый и это правда. Творческая составляющая картины — одна на двоих.
Глеб:
А вы критикуете работы друг друга? Бывает, что один из вас говорит «знаешь, брат, мне кажется, тут стоит ещё поработать», какие-то такие моменты? [улыбается]
Николай:
Даже больше! Бывает даже «дерёмся», в хорошем смысле. Это увеличивает процесс создания над картиной: если бы один художник завершил работу за один период времени, то мы тратим почти вдвое больше времени, но в результате этого доходим до истины. Это здравый, здоровый, логический какой-то спорт, диалог приводит нас к идеальному результату. И это все уже выливается в картину.
Глеб:
Интересная концепция и позиция. Следующий вопрос, возможно, поможет развить еще шире вашу мысль. Вопрос про ваше восприятие современного искусства и его развитие. Идеи объединения, некоего коллективизм, соавторства. Куда бы вы хотели, чтобы двигалось современное искусство?
Андрей:
Действительно вытекает из предыдущего вопроса. Я его уже тогда и продолжу. Мы сейчас вступаем в огромную астрологическую эпоху созидания. Работая вместе, мы подчёркиваем маленькую, подзабытую приставочку «со».
Она есть в слове «созидание», «сотворчество», «совместная деятельность». И я чувствую, что современное искусство и искусство будущего будет развиваться именно в этом направалении, это тоже очень важно. Мы во многих своих работах говорим о мере: о цифровом одиночестве, о том, насколько человек углублён в депрессию, цифру и так далее.
То же самое касается и искусства. Очень хотелось бы, чтобы оно было сбалансировано. Есть абстракция, дизайн, многое другое, но это скорее дополнительные ветки. Основная же ветвь искусства, если мы говорим о станковой картине, все-таки — это живопись, декоративная картина, которой мы занимаемся. За ней будущее именно в реалистической школе, реалистическом ключе. Остальное также интересно, оно очень бурно и активно развивается, поэтому «все флаги в гости к нам».
Глеб:
Изобразительное искусство — какую роль оно сейчас может играть в обществе? По вашим словам, оно увеличивает свою роль. Какую именно?
Андрей:
Огромную. Это, в принципе, идеологический фронт. Поэтому, конечно, искусство имеет огромную силу. Одна из наших картин называется «Сила искусства», это больше о лирических вещах, но, естественно, это влияние на умы людей, на их эмоции, даже на поведение. Если мы говорим о какой-то грустной картине, зрители подходят, говорят: «Ой, вы знаете, она добрая, либо она светлая». Это тот внутренний глубинный смысл, который зритель считывает, вне зависимости от литературного сюжета, который я рассказываю и который виден на поверхности. Этот вектор важен сегодня для общества. Есть потребность в том, чтобы кто-то говорил светло, позитивно и помогал двигаться вперёд.
Глеб:
Вы упомянули идеологическую составляющую. Есть вопрос о самоцензуре в творчестве: самоцензура в стилистике исполнения, темах? Бывает ли, что случается настроение «сегодня кубизм» [улыбается], но вы останаваливаете себя, потому что рисуете только в своей стилистике? Насколько интеллектуальный реализм подразумевает актуальность повестки в работах. Вы себя сдерживаете или либо наоборот?
Андрей:
Ой, хороший вопрос. Думаю над этим практически постоянно. Наверное, каждый художник с этим сталкивается. Считаю, что цензура не нужна, но важна самоцензура, особенно, когда человек профессионал, адекватен. Тогда эти рамки настраиваются внутри, и это видно по другим выставкам. Придите в Русский музей, посмотрите классиков — чётко видно, что они себе позволяли, что нет. Эта внутренняя самоцензура — она самая правильная. Есть много примеров моих друзей, которые уклонились в разные направления. Я думаю, здесь уже каждый сам выбирает свой путь. Я сам переболел абстрактным искусством, и потом уже сознательно пришел к основам реалистического искусства. Академическая школа позволяет свободно говорить на любую тему и достучаться до души зрителя, без какого-то внешнего давления, внутренняя самоцензура она самая мощная.
Да, она [самоцензура] присутствует, поэтому мы не то чтобы «отбираем», мы очень свободны в своём высказывании, я бы сказал, абсолютно свободны. Творить в период открытости свободы, сложнее, чем в период закрытости. Я диссертацию, наверное, буду писать по этому поводу [смеется]. Это сложная, противоречивая тема, но на моей практике, на моём понимании жизни, она работает. Ограничивая себя, я искренен в своём высказывании. Мне не нужно лукавить, говорить, что я что-то скрыл, либо хочу сказать больше, чем я чувствую. Нет, мы говорим ровно столько, сколько есть, любовь к жизни, которую мы проявляем.
Николай:
Ввсе эти моменты, которые мы переживаем в жизни, ходя по улицам, путешествуя по разным городам, видя все воочию, как художники-визуалы, мы воспринимаем все зрением, и именно это нас подталкивает на то направление, в котором мы пишем — на реализм, ничего другого, как вы спросили сначала, мне лично не требуется абсолютно.
Глеб:
Недавно читал интервью художника и мне очень запомнилась фраза: «Художник не даёт ответов своим творчеством, он им задаёт вопросы». Согласны лы вы с этим? И каким вы видите итог посещения вашей выставки и должен ли он быть?
Андрей:
Два вопроса, причём сложные. Первую фразу я так же говорю сам, мой вариант практически идентичен: «Наша работы позволяют ставить вопросы и получать на них ответы, но сами вопросы ставит зритель».
Мы тактично подвигаем зрителя к мыслительному процессу, и таким образом появляется вовлечённость интеллекта. Мозг начинает работать у зрителя. Чем выше IQ зрителя, тем ему интереснее работать с нашим материалом.
У нас в работе видна позиция автора — сострадание к обездоленному человеку, желание справедливости. Кто-то приходит на выставку, видит человек без определённого места жительства нарисован, он нарисован впереди, он нарисован с любовью, да, он вот грязный, такой брошенный, но он нарисован с любовью художником, и это зритель чувствует. И тогда тоже вызывается вопрос — почему это происходит, чувство сострадания вызывается. Но мы задаём не вопросы, «мы задаём картины». Мы просто выражаем свои чувства, и они уже вызывают ощущения у зрителей.
Недавно девушка молодая написала: «Я никогда не ходила в музей, а благодаря вашей выставке у меня появился интерес к искусству». Вот цитата, я её везде популяризирую, говорю, вы мой идеал!
Николай:
Каждый человек, побывав на нашей экспозиции, он выйдет и будет смотреть чуть-чуть другими глазами на мир. По-другому посмотрит на какой-то обыденный сюжет, может быть, начнёт любить этот мир больше, чем он в данный момент его любит, и все это есть труд от нашей выставки, нашего проекта — расширение границ.
Глеб:
У вас запланированы арт-медиации. Расскажите о том, что это такое.
Андрей:
Это моя любимая тема, потому что мне вообще, в принципе, нравится искусство, не только его рисовать, но о нём говорить, размышлять, любить его. И этой любовью я хочу поделиться со зрителями. Мне очень важно и приятно, когда я получаю определённый отклик. Я вижу, когда глаза загораются у зрителей, которые думают так же, как я, либо думают не так же, как я, и мы начинаем дискутировать. Вот это очень важно. Я получаю ответ, что мы на правильном пути и, конечно, хочется просто расширить диапазон, который зрители, возможно, не считают с первого раза, придя на выставку, поэтому мы всех приглашаем прийти второй, третий раз. Артмуза удивительное пространство, которое предоставляет возможность ознакомиться с искусством бесплатно. Это очень ценно в сегодняшнем мире, поэтому с удовольствием поддержали этот проект и благодарны организаторам. Я считаю, что прийти и увидеть искусство можно много-много раз, от этого человек только возвысится и улучшит свой комфорт жизни и свой тонус.
Николай:
Арт-медиация — это не только монолог художника о картинах, это полноправный диалог художника со зрителем. Можно всегда задавать вопросы, спорить, дискутировать. И именно это делает нас немножко богаче, в этом споре всегда рождается истина, поэтому мы открыты к таким моментам и арт-медиация это именно то мероприятие, где мы можем общаться.
Глеб:
Меняются ли у вас, как у художников, цели?
Была у вас одна задача, вы ее выполнили, и потом перед вами новая? Или это не так?
Андрей:
Дело в том, что интеллектуальный реализм, как направление, не с самого начала появился — мы к нему пришли, это довольно интересно. То есть в процессе труда, что называется, труд создаёт человека. Так и картины создали сами это направление. Я вижу, что эта идея витает в воздухе. Ребята моложе меня и старше в нашей стране и во всех других странах одновременно сейчас идут этим же путём, поэтому я не знаю, как дальше будут развиваться цели. Мне пока что интересно быть в этом процессе. Мне кажется, он глобальной. Это действительно зарождение, если мы сейчас говорим о направлении, возможно, это даже зарождение стиля, и он перейдёт и в музыку, и в литературу. То есть это чуть больше, чем просто художественное явление. Очень приятно ощущать, что мы вот как-то во главе этого движения, как оно будет развиваться, сложно сказать, но мне кажется, что у него огромный потенциал и очень большой вектор развития.
Николай:
На данный момент лично для меня хочется просто творить, творить и еще раз творить, и очень много создавать следующие произведения, которые в голове у нас уже намечены и только ждут воплощения в жизнь.
Глеб:
Завершающий вопрос, подытоживающий: какая для вас, как для художника, самая большая награда для вас, и почему?
Андрей:
Хороший вопрос. Наверное, каждый художник в этой жизни как профессионал и как человек проходит определённые награды, у нас много дипломов, каких-то грамот и государственного уровня. Но вы знаете, недавно вёл арт-медиацию, в одном из городов-героев нашей страны и пришла группа — буквально несколько человек. Это были дети с ограниченными возможностями, и они были с родителями, с людьми, которые им помогали, они медленно шли, я старался тоже спокойно донести то, что на картинах. Я смотрел на матерей, все они были озабочены, очень сосредоточены на своих детях, их поведении… В конце, когда медиация завершилась, и вот эти ребята неумело и очень тихонечко поаплодировали, я увидел улыбку на лице родителей. Наверное, для меня это была самая большая благодарность. Моё искусство позволило улыбнуться человеку, у которого на руках ребёнок с ограниченными возможностями. Ради этого стоит жизнь.
Николай:
Когда зритель выходит и говорит спасибо — это самая ценная награда для художника.
Глеб:
Спасибо большое за классный диалог, интервью. Желаю хорошего продолжения выставочного сезона!
Николай:
Спасибо!
Андрей!
Спасибо!
Выставка братьев Дмитренко «Интеллектуальный реализм» продлится до 2 декабря 2024, подробности по ссылке>>>>>