Санкт-Петербург, 13 линия В. О., дом 70

Время работы: 11:00 — 22:00 ежедневно

ВХОД БЕСПЛАТНЫЙ

АРТМУЗА » Арт-блог » Михаил Дагаев: про зов Тибета, наплыв цивилизации и творчество!

Михаил Дагаев: про зов Тибета, наплыв цивилизации и творчество!

10 сентября в Музее современного искусства АРТМУЗА состоялось открытие первой персональной выставки Михаила Дагаева «Глазами Пилигрима», фотохудожника с колоссальным багажом знаний, отметок на карте Земного шара и, безусловно, запечатлённых моментов достойных широкого круга зрителя. В день вернисажа Михаил, как истинный пилигрим, шел к пути Просветления — таинственный Тибет. Мы решили последовать за ним, чтобы задать вопросы о жизни, творчестве и путешествиях. 


Gleb: Почему или, скорее — как в вашей жизни случился Тибет?

Тибет — это место, которое может «случиться случайно». В моём случае так и произошло. Там есть такая знаменитая гора Кайлас, восхождение на которую запрещено по некоторым причинам, в том числе религиозным. Но эта гора до сих пор манит и продолжает манить буддистов и людей со всего мира.

Вокруг Кайласа делают кору. Это обход горы на высоте более 5000 метров с перевалом на высоте 5 600 метров. Я много лет занимаюсь высокогорным треккингом, и для тех, кто любит горы, есть такое понятие «гора зовёт», и вот вдруг в феврале месяце меня позвал Тибет. Вот так у меня сложился Тибет. Несмотря на то, что это место, которое манило всю жизнь, почти до шестидесятых годов прошлого века оно было закрыто для посещения. Европейцев, начали более или менее массово туда пускать только после 1959 года, когда Китай его забрал и Далай Лама оттуда уехал.

Он [Тибет] открылся, нас всегда манит что-то такое необычное и неизведанное.   А все мои пути складываются так, что   95% из них — это действительно случайный путь. Просто в моменте что-то внутри подсказало или кто-то предложил, и я на это откликнулся.


Gleb: Тибет — абсолютно уникальное, аутентичное место. Есть ли особенности фотографирования людей и культур, которые сильно отличаются от нашей, европейской, мировой?

Тибет действительно уникальное место, не похожее, наверное, ни на одно другое место в мире. Единственное, Китай как любая высокоразвитая цивилизация, приходя туда, начинает вырабатывать свои порядки, в том числе резко увеличивая прогресс. Для нас, людей, которые хотят все-таки в современном мире временами видеть островки идентичности, аутентичности, таких мест становится все меньше и меньше. Поэтому древний город Лхаса местами очень сильно стал похож на рынок.   В Лхасе есть древний храм в центре города, вокруг которого местные жители делают коры. Там очень много интересных людей, лиц, по стилю одежды, которых хотелось бы сфотографировать, но когда ты фотографируешь прямо в анфас, лицо человека, это немножко его выдёргивает, поэтому желательно его попросить. Это не совсем в моём стиле, пока я буду у него просить взять фотографию — весь момент, который я хотел поймать и передать — он пропадёт. Поэтому в условиях этих особенностей было несколько моментов, когда я спрашивал, а в остальных случаях старался это делать так, чтобы не задеть человека, не помешать ему. Бывало, что несколько раз, доставал фотоаппарат, и понимал, что лучше использовать телефон, благо они сейчас позволяют передать увиденное иногда покруче фотоаппарата. Также хочется отметить еще одну особенность Восточной культуры, Китая, Тибета. У них существует поверье, что фотография крадет часть души, и это может нанести какой-то серьёзный, психологический вред. Но в то же время они любят нас, европейцев, фотографировать, с нами фотографироваться, потому что мы для них, как те самые неизведанные обезьянки [смеется], которых они хотят и пощупать, и показать своим семьям. Это уже на протяжении многих лет в Азии, когда путешествуешь, они прям хотят тебя потрогать, хотят с тобой сфотографироваться, вдруг включают видеосвязь и начинают всем своим родственникам показывать. Вот смотрите, я поймал европейца, это очень забавная история. 

Люди в Тибете, возможно частично, фанатики, когда делают кору по 108 раз. Это достаточно трудоёмкий процесс. А если мы говорим о горе Кайлас,   представьте, на высоте больше 5000 метров они делают простирания, 1 кора занимает от 40 до 50 дней, и они совершают ее в любую погоду. Это сумасшедшее состояние, невероятный труд, но что-то их внутри тащит, они этого хотят, это для них своего рода культ, больше связанный с религиозными верованиями. Каждый идёт по велению души, свое предназначение они видят в этом, люди, живущие по законами кармы, считают, что они обязаны это сделать. И, конечно, там встречаются абсолютно разные люди, лица. Иногда на лицах мудрость запечатлена, иногда сумасшедший жизненный опыт. Хотя у них минимум материального, но при этом они по-настоящему счастливы.

Gleb: Вы — фотограф-путешественник, какая самая неповторимая, лучшая, но при этом неочевидная часть этой вашей бытности?

Да, фотография — это наверное, часть моей души, что-то вроде soulmate. Она всегда была со мной с детства, поэтому я к ней стремился и игрался. Это была одна из моих игрушек в хорошем смысле слова. Просто в определённый период времени я немножко устал таскать уже большие фотоаппараты, имея двоих детей на тот момент. Сейчас у меня трое детей. Однажды в Париже, когда я держал там 2 детей на спине, и у меня спереди еще был фотоаппарат, у меня чуть не произошло защемление позвоночника. Две недели  у меня были сумасшедшие боли в ногах. После этого я убрал фотоаппарат лет на 10, со словами, что я буду ждать телефон, который мне даст возможность передавать картинку, не совсем теряя качество. Я понимаю, что все равно это не зеркалка, нельзя их сравнивать. Но я не перестану ловить момент. Я всю жизнь любил ловить момент. Я всю жизнь люблю наблюдать за людьми, поэтому, наверное, у меня очень радостная, многообразная и очень вариативная жизнь. Что мне нравится — неповторимость фотографий, все фотографии абсолютно разные, даже если в каком-то месте я второй или третий раз. Никогда не случится одного и того же запечатленного «момента». Это именно тот живой момент. Фотография, как и человек, каждый день меняется от детства до взросления. То же самое происходит с фотографий одного и того же места, она будет показывать либо взросление этого места, либо изменение состояния этого места.


Gleb: Преподал ли Тибет вам какой-то урок, личностный, профессиональный? Дал ответы или задал больше вопросов?

Наверное, один из самых любимых вопросов для людей посетивших Тибет. Мои фотографии я тоже заряжаю местом, энергией места, энергией времени, энергией состояния, в том числе того, кто фотографирует — меня. Тибет не совсем обычное место для путешествия. Можно, конечно, просто приехать ради путешествия, но как правило, люди туда приезжают с определенными запросами. В моём случае это была немного другая история. Как я говорю иногда: я не совсем с этого мира, не понимаю, что я делаю на земле [смеется], но понимаю, что мне нужно быть в определённом месте в определённое время, там мне передают информацию, она попозже у меня раскрывается. Я вот так философски отношусь к этому. Как урок он мне подарил людей. В очередной раз. У нас была очень классная, большая компания. Он мне подарил новый кусок мира, новый взгляд на него. Вот потому что видеть совсем иные лица, иные состояния людей. Видеть, как люди с маленькими детьми переходят перевал, под снегом, в дождь или делают простирания, это, конечно, расширяет мировоззрение, временами даже может расшатать психику, но в данном случае не про это. 

Тибет дарит особое состояние. Кому-то — состояние гармонии и покоя. В моём случае я себя относительно уже сбалансировал, поэтому мне очень хотелось посмотреть — что это такое? В моём случае это было еще любопытство. Он мне в очередной раз подарил мне моего ребёнка, который впитывал это с удовольствием и радостью. Где-то он брал и говорил, что вот как бы было классно, если бы все-таки китайцы не делали из этого рынок и не до конца сюда вводили современную цивилизацию, но в том в то же время он получал от цивилизации какие-то блага, дорога у нас занимала меньше времени, она была  лучше и комфортнее, но в то же время удалось поймать идентичность и самобытность. Я ее [идентичность и самобытность] там получил и поймал, потому что я её в принципе «доходил», не то что я ее усердно искал, но меня все равно ноги привели там, где я это получил. Были монастыри, зайдя в которые, чувствуешь себя, как дома, просто выходить не хочешь. В некоторых местах, пещерах, где мы медитировали, я буквально уходил куда-то в астрал. Именно это мне подарил Тибет, и многие люди приезжают туда именно за этим состоянием. Новое место, безусловно, вопросы задает. Например, насколько необходима цивилизация в таких местах? Несет ли она благо? Но Тибет не оставил вопросов, на которые я не получил ответ. Я просто получил сумасшедшее классное состояние и очень доволен этой поездкой.

Gleb: Каким вы увидели Тибет? И, конечно, смогут ли гости Артмузы увидеть Тибет глазами пилигрима Михаила Дагаева?

Подытоживая, скажу, что, несмотря на влияние цивилизации, Тибет сохраняет себя. Особенно это заметно у горы Кайлас, которая показывает, что как бы люди не пытались быть богами, природа может в определённый момент сказать: «Ребята, остановитесь».  Перед нами   несколько дней был перевал закрыт, и группа людей не смогла его перейти. Люди пришли и уехали обратно, так и не осуществив свою мечту, не сделав коры, не сделав перевал. И причём для этого времени снег там не должен был выпадать. Так и у нас в моменте, когда мы начали перевал — у нас тоже случился снег. И буквально после нас его [перевал] тоже   закрыли. Поэтому Тибет показал, что силы природы, силы духов земли существуют. И люди меняются, но кто-то остаётся в себе, и кто-то продолжает нести свое, оставаться носителем культуры. 

В начале путешествия по Тибету я не сразу начал получать удовольствие, хотя очень пытался. Все-таки наплыв цивилизации сказывается, город Лхаса, который стал мини-рынком — это немного раздражает. Людьми движет бизнес.  Приходишь в храм, там слишком много народа, это начинает «раздергивать», в этой атмосфере я потерял крышку от фотоаппарата. И иногда вместо того чтобы прийти к гармонии, ты оказываешься в «раздрае». Но потом я начал выбирать время, смотреть, меня моя чуйка начала вести… И даже когда я не хотел, кадры вдруг стали приходить сами, и я передал энергию. И уверен, что мы сделаем этот путь. Он все-таки немножко будет отличаться, наверное, от того, что я задумал. Но тут мне поможет Александра Башарова [куратор музея], которая является моим учителем в этом плане, мы создадим совместно этот путь, который поможет людям увидеть Тибет, поможет прогуляться по этому классному Тибету и сделать свою кору. Я уверен, что каждый посетитель выставки уйдет либо вдохновленным, либо с чем-то новым внутри себя, что начнет его менять. Возможно, это будет жажда путешествий, желание увидеть больше. Это одно из тех путешествий, которое расширит мировоззрение человека, взглянувшего на Тибет моими глазами!


Выставка Михаила Дагаева «Глазами пилигрима»  продлится до 10 ноября 2024, подробности по ссылке: Глазами пилигрима