Санкт-Петербург, 13 линия В. О., дом 70

Время работы: 11:00 — 22:00 ежедневно

ВХОД БЕСПЛАТНЫЙ

АРТМУЗА » Арт-блог » Интервью Игоря Иванова: про иллюзион, фиксацию времени и "чемодан без ручки"!

Интервью Игоря Иванова: про иллюзион, фиксацию времени и "чемодан без ручки"!


До 30 сентября в галерее «Во дворе» открыт иллюзион Игоря Иванова «Холодное Мерцание Космоса»! Ошеломительная, фантастическая экспозиция автора приглашает зрителей в уникальное путешествие по просторам космической вселенной, воплощающей в себе таинственные отголоски холодного пространства и мерцающих таинственных загадок.

Мы взяли небольшое интервью у Игоря Иванова и очень рекомендуем с ним ознакомиться.

                                                


Первый вопрос касается формата творчества. Почему вы выбрали именно такой формат, такую форму? Как вы к этому пришли, как правильно обозначить жанр, в котором вы работаете. Расскажите, пожалуйста, об этом в целом.

Это направление называется ресайклинг. Ресайклинг в переводе это значит переработка, то есть это буквально переработанное искусство, подразумевает под собой, что все что делается — делается из вторичного материала, экологическая такая направляющая. Вот художественная составляющая, это уже другая немножко вещь, она, соответственно, возникла после многолетних проб и экспериментов, когда я все-таки понял, что мне нужно делать работы невымышленные, скажем так, не привязанные ко мне, а из такого контекста, который мне нравится. И тогда получается, что, в общем-то, я пытаюсь через себя трансформировать, пропустить то, что я узнал, прочитал, увидел, поехал, потрогал. Хочется этим поделиться, но напрямую скажем, это, мне кажется, не очень интересно. То есть это либо записки путешественника, либо какая-то, например, копия пирамид. То есть это уже все сделано, делают хорошо, многие люди. Поэтому, если я хочу поделиться пирамидами, то я должен свой вариант какой-то представить. Я вижу для себя такой смысл вот именно в этом.

А форма?

Что касается форм, то это тоже поступательное движение. В начале, конечно, все было аккуратнее и менее смело. Постепенно, постепенно оно уже вот достигает таких форм полускульптурных, можно назвать 3D-скульптура, иногда барельеф. Меня привлекает объём, почему и начал когда-то этим заниматься, потому что не хватало объёмов живописи. Я начал искать много лет назад, потом вышел уже вот на такую технику. Ассамбляж это известная техника, ассамбляж это в транскрипции официальной так называется по русскому музею, скажем так. Ассамбляж придумали в 1905 году французы, когда на выставках начали резать табуретки пополам или колеса от телеги, приделывать их к холстам. Ну и постепенно за столетие это уже приняло разные формы, много людей в мире и в нашей стране работает с подобными вещами, но из-за того что нет никакого единого свода единых правил каких-то, поэтому каждый развивается исключительно самостоятельно и исключительно в виде эксперимента.

Ну и вот сейчас это какая-то фиксация сегодняшнего дня, того что уже сделано. У меня много выставок и персональных, и участие в выставках, но мне давно хотелось именно сделать это [иллюзион] в таком комплексе с световым и музыкальным сопровождением, чтобы человек максимально мог на тот период, пока он находится здесь в иллюзионе, полностью отключить всякие внешние факторы, ни о чем не беспокоиться, погрузиться вот в такую, можно сказать, медитативную музыку, такое прохладное приятное состояние, почувствовать себя таким парящим в небе в космосе созерцателем, лишённым всяких забот и беспокойств хотя бы на несколько минут, пока он здесь.   


 

Вопрос вытекающий из разговора про форму — материалы. Откуда берутся материалы и как часто материалы диктуют форму и содержание, либо наоборот?

Материалы для меня это они не имеют никакого пиетета, то есть для меня это просто краски, вот очень условно, можно так сказать. Есть такой подход, когда какая-то интересная, красивая деталь доминирующая и она выступает в роли вот какого-то главного центра и вокруг него что-то строится, но я использую обратный принцип! То есть для меня эти детали, они вот исключительно, совершенно простой материал, и я уже, конечно, свою задачу выполняю при помощи этих материалов. У меня есть разные градации, разные группы материалов и я когда задумываюсь, что-то я примерно уже понимаю, из каких я буду делать. Но когда я начинаю делать какую-то работу, она может подвергаться коррекции, потому что, ну, на месте может выясниться, что это не совсем то, что я хочу, или, например, мне деталей не хватает. Тогда я должен решить, буду ли я ждать, когда у меня наберётся нужное количество или просто использую что-то другое, потому что recycling он подразумевает именно вторичное, то есть я не могу пойти в магазин купить сто штук одинаковых гаек, это, ну, как бы неправильно. Мне надо вот дождаться, пока они у меня соберутся. Вот что касается поступления материала ко мне, то, конечно, я всегда сам собираю все вот это материальное то, что мы обычно уже выбрасываем.

Вот, кроме того, это чемодан без ручки. Он у каждого есть. Людям жалко выбросить, и как бы вроде бы и не нужно, но когда они видят, что это идёт в дело, они с огромным удовольствием приносят, поэтому с каждым днём, с каждой неделей-месяцем это приносит все больше и больше. Особенно если учесть, что сейчас время потребления, почти никто ничего не ремонтирует, поэтому бытовая техника, компьютерная техника, игрушки там и все прочее попадает ко мне. Люди приносят иногда даже инкогнито, когда меня нет, просто оставляют у дверей в мастерской. Вот, и в этом тоже есть очень интересный момент фиксации времени, потому что они иногда приносят такой материал, который я никогда бы не встретил в своей жизни. То есть это вот какая-то там профессиональная принадлежность, это тоже интересно. То есть вот он есть [материал], ты сделал одну-две-три картины и потом его [материала], может быть, никогда за жизнь больше не придёт. Вот такой момент. 

А по времени? Я думаю, трудно сказать, сколько в среднем времени занимает создание одной работы, но может удастся рассказать сколько времени максимум и минимум уходило на одну композицию. 

Ну, здесь такой тоже достаточно сложный вопрос, потому что с возрастанием опыта и практического опыта, конечно, скорость изготовления растёт, тут просто, это поступательное движение, конечно, оно везде примерно одинаковое. И если вот сейчас утрированно так примерно прикинуть, то картина среднего размера, ну где-нибудь на неё несколько недель уходит, ну, может быть, месяц. Вот я могу привести пример, чтобы было понятно, когда я делал свой первый полиптих, то есть это пять листов больших достаточно. На это дело у меня ушло восемь с половиной месяцев. Когда через два или три года я делал похожий по размеру новый полиптих, у меня уже ушло на это 2 с половиной месяца.            

Плюс технологии, технологические моменты, которые я использую. Это подразумевает, что я делаю несколько вещей одновременно просто в силу техники. Например, я покрасил какую-то плоскость, она должна сутки сохнуть. Чтобы не терять время, я пока делаю что-то другое, например, раму для этой работы. А если это работы маленькие, то, как правило, я их делаю сериями, но я не подхожу к этому как к серии работ схожих по сюжету. Это скорее просто удобный технический момент.


Раскрывая тему космоса, наверное, и тематики вашей выставки, вопрос для посетителей иллюзиона: можно ли к посещению этой выставки как-то подготовиться, на что обратить внимание, может что-то почитать, книги, может что-то посмотреть из кино, научной фантастики, то есть можно ли как-то подготовиться, чтобы лучше понять и прочувствовать выставку? Принять и воспринять.

Ну, мне кажется, ничего специального делать не надо. То есть, если человек этим интересуется, он этим интересуется, если человек даже этим не интересуется, то он все равно получит удовольствие. Вот даже из-за того, что вот он просто придёт и отключится на какой-то период от всего. Просто человек, который больше увлекается уфологией, фантастикой, древней историей, археологией он просто больше прочитает, он больше считает маркеров с картин, потому что там везде вот этот микс из разных культур, разных исторических эпох, разных стилей архитектуры и так далее. То есть если человек, конечно, в теме, то он сможет увидеть несколько планов, несколько значений и смыслов, потому что часто в картинах имеется двойной смысл, даже с одним и тем же названием, интерпретация может быть различной, плюс ещё это только то, что я вижу, эту интерпретацию. Наверняка зрители могут ещё добавить, что часто бывает. Я там для себя вижу какие-то моменты, а потом приходит человек, смотрит и выдаёт ещё версию. Вот очень убедительную. Я понимаю, что действительно мне даже в голову не приходило, а на самом деле это очень тоже рабочая, вполне себе подходящая история.

А есть ли в ваших работах, выражаясь языком кино и компьютерных игр, так называемые «пасхалки»? Какое-то секретное послание или отсылка к символам или конкретным объектам массовой культуры, что-то указывающее на какой- нибудь элемент космического корабля из какого-то конкретного фильма.

Нет, я не привязываю. Часто люди говорят, когда видят, например, мои там космические корабли, что это «Звёздные войны» и так далее. То есть вот какие-то отсылки. Ну, во первых, это говорит о том, на сколько человек сам этим увлечён, вот, то есть вот каков уровень, а во-вторых, как ни странно, я не смотрел «Звёздные войны». То есть когда мне начали об этом говорить, я уже специально сел и прямо все внимательно отсмотрел. Просто дело в том, что меня, видимо, напугало, или помешало наличие там по ощущению детских персонажей, до конца я, честно говоря, не знаю, почему это эта сага прошла мимо меня. Но потом я её уже изучил. И я теперь, конечно, в этом смысле всеяден. Я отсматриваю все, что попадает под мой интерес, хоть мультфильмы, хоть детские фильмы. Я просто могу выключить звук и мне абсолютно не важен сюжет. Я смотрю работу художников. Потому что с техническим прогрессом сейчас у людей есть такие средства и есть очень талантливые, конечно, кинематографисты: ты иногда смотришь и настолько у людей работает фантазия, настолько они целые миры придумывают, не просто придумывают миры, они их прорабатывают. Очень детально все, архитектура, одежда, быт. Конечно, уникальную работу делают, просто восхищение иногда. Потому что нарисовать — это сложно, но и придумать, и нарисовать — это очень здорово, так что есть чему поучиться или хотя бы получить удовольствие от увиденного.


Благодарим Игоря Иванова за интервью, а всех жителей и гостей Санкт-Петербурга приглашаем в иллюзион «Холодное мерцание космоса» во дворе Артмузы!