Санкт-Петербург, 13 линия В. О., дом 70

Время работы: 11:00 — 22:00 ежедневно

ВХОД БЕСПЛАТНЫЙ

АРТМУЗА » Арт-блог » Андрей Ромасюков: «У меня религиозно-мистическое отношение ко времени»

Андрей Ромасюков: «У меня религиозно-мистическое отношение ко времени»

Сейчас в нашем музее проходит выставка, которая вызывает потрясающий отклик у посетителей: «Отрицание течения времени» Андрея Ромасюкова.

Картины, представленные на ней, многослойны, сложны, образы узнаваемы и загадочны одновременно, - хочется рассматривать и вглядываться бесконечно. 

Интерес публики так велик, что руководство АРТМУЗЫ приняло решение продлить выставку больше чем на месяц, до 18 января! 


Мы побеседовали с художником Андреем Ромасюковым, чтобы чуть глубже понять его замыслы, настроения и, конечно, отношения со временем.

 

Андрей, работы, представленные на выставке в АРТМУЗЕ, – это живописные коллажи, можно их так назвать? Как Вы свои работы определяете? 

Коллаж - это всё-таки декоративное искусство, основанное на принципе вырезания разных фигур из цветной бумаги и наклеивания их на плоскость. Я думаю, что все подобные термины уже давно устарели. Многим современным авторам, как правило, тесно в рамках традиционного жанра. Художник - сам по себе, он изобретает свои миры и свои правила.

Мне близки какие-то авторы, но все эти «измы», они остались глубоко в прошлом.

Мои работы – это просто живопись.

 

Как рождается подобное полотно? 

Сначала появляется абстрактное композиционное решение и ощущение, что вот это пятно, оно должно здесь присутствовать. И я уже думаю, что это может быть, если облекать в форму; что может работать, воздействовать на образ.

Как говорил художник Жорж Брак: «Живопись – это путешествие по холсту. Ты знаешь, где оно начинается, но не знаешь, где закончится».

 

Идея не всегда первична. Ты начинаешь работать, и у тебя что-то одно в голове. Но оно может поменяться в момент. Разумеется, если работа не связана с серьёзной темой, допустим исторической. В этом случае, конечно, идёт работа над эскизами, изучение материала до мельчайших деталей.

 

Ваши картины кажутся наполненными символами….

Так удобно воспринимать 🙂

Художника же воспринимают через призму стереотипов: берет на голове, вдохновение….

На самом деле, всё одновременно и проще, и сложнее.

У каждого есть уникальный способ, понимание.

Мне нравятся какие-то отдельные символы, «уютные» детальки…. Например, ключи, старые предметы, которые несут в себе историю. Символика ключа многогранна и удивительна. Это и мужское начало, и ответ на вопросы. А вот замок, напротив, начало женское и загадка, к которой нужен свой ключ.

 

Ваши носороги, они откуда? Перекличка с Дюрером? 

Это удивительное животное. Оно настолько абсурдно по своей природе. Не из нашего материального мира, что ли…. Этим самым носорог мне и нравится, - отголоски древних эпох.

В Ледниковый период шерстистые носороги жили тут, на наших территориях; их останки обнаруживают по сей день. И я даже занимался реставрацией подобных археологических находок, когда учился в Академии.

С тех пор носорог меня всегда впечатлял.

 

Как можно портрет времени изобразить? Что-то неудержимо несущееся, и носорог - как раз такая специфическая субстанция, которая не может остановиться. Практически, как секундная стрелка; кажется, такая маленькая, такая тоненькая, а по своему значению, по своей неудержимости, - как бег носорога.

 

Доска или холст, на чём основан Ваш выбор? 

Доска - это такой реверанс в сторону средневекового искусства, средневековых художников, того же Брейгеля, которого я часто цитирую. Меня всегда поражали его работы, - настолько они мистические, наполненные токами того времени; с невероятным интересом всегда их воспринимал.

Конечно, ещё Босха тоже. Прошедшим летом рассматривал «Искушения святого Антония» Иеронима Босха в Белграде, в Национальном музее.

Эти художники всегда были для меня очень таинственными авторами. Они работали на доске, и меня тянуло попробовать тоже. Разумеется, это уже другие технологии, другой подход и образный ряд другой….

 

Андрей Ромасюков - художник-баталист. Я много где встречала это определение, готовясь к нашей встрече. Согласны ли Вы с ним?

Не совсем.

Я очень долго занимался проектами, связанными с Первой мировой и Гражданской войной, поэтому многие меня с такой стороны воспринимают. Выставочный проект, который я показывал на разных площадках от Урала до Крыма, называется «От Великой войны до Великой смуты». Но это же не значит, что я живу лишь в данных темах. Думаю, ограничивать себя в подобном плане не стоит. Надо заниматься тем, что интересно в конкретный момент.

Сейчас я работаю над батальным проектом для одного музея, - это серия картин, посвящённых событиям 1812 года.

 

Наверное, из таких эпизодов творческой биографии и складывается штамп художника-баталиста 🙂

Кроме того, я вхожу в студию Александра Невского /Художественная студия имени святого благоверного князя Александра Невского при Санкт-Петербургском союзе художников; объединяет авторов, работающих в жанре военно-исторической живописи – прим. АРТМУЗЫ/. Хотя её нельзя в полной мере назвать батальной студией; она объединяет художников, занимающихся историческим жанром вообще.

 

К теме истории, Вы ведь участвуете в реконструкторском движении, верно? 

Это вылилось из моего увлечения темой Первой мировой войны.

Мне необходим был натурный материал, я должен был понимать, как устроена военная форма данной эпохи, движения персонажа, как он сидит на лошади, как держит оружие или наносит удар. Познакомился с реконструкторами, делал с них зарисовки…. Сначала фуражку померил, потом шинель…. Подружился с интересными людьми. Это полупрофессиональное сообщество, многие его участники – историки, обладающие большими знаниями. Конечно, такое общение обогащает.

 

В некоторых Ваших картинах, представленных на экспозиции в АРТМУЗЕ, звучит тема армянского народа. Почему? 

Во-первых, моя жена – армянка. Я сопереживаю вместе с ней современные события.

Она горячо любит свою родину, свой народ, и я в этом вижу отражение себя, потому что я своё родное люблю не меньше.

Я бывал в Армении, зачарованный стоял перед уникальными фресками в Национальной галерее. А в Институте древних рукописей (в Матенадаране) сквозь время, через тексты словно проступает вся история Великой Армении.

 

Выставка называется «Отрицание течения времени». Как складываются Ваши личные отношения со временем? Переносите в быт тот метафизический, философский подход, ставший основой концепции выставки? 

У меня религиозно-мистическое отношение ко времени.

Я прямо-таки физически ощущаю, что оно ускорилось.

Существуют христианские пророчества, согласно которым ощущение времени сильно изменится. Один афонский монах сказал об этом так: «День будет вращаться как час, неделя как день, месяц как неделя, год как месяц».

В моих сутках не 24 часа, а гораздо меньше, буквально 12 часов, во всяком случае, так кажется. И это ощущение, совершенно не связанное с возрастом, оно пришло ко мне лет десять назад.

 

Я считаю, что, по сути, времени не существует. Два мира наслаиваются один на другой: в материальном есть время, а в нематериальном оно отсутствует. Время – такая субстанция, которая может существовать только в пространстве.

Я часто в своих работах представляю Землю в виде диска, который держится на слонах и черепахе. В таком древнем понимании мира, конечно, метафорическом, Земля - вовсе не крутящийся вокруг своей оси шар. Соответственно, и времени нет.