Эд Медер: «Разговоры о «цифровизации» избыточны»
Сейчас в нашем музее представлены работы художника Эда Медера, - выставка «Технологический миф» продлится до 2 октября.
Чтобы чуть лучше познакомиться с автором и подготовиться к посещению экспозиции, предлагаем вам прочитать это интервью.
- Эдуард, какие векторы работы Вы сейчас для себя видите? Будут ли это больше образовательные, просветительские проекты, как, например, выставка в Совете Федерации работ магнитогорских художников…. Или Вы скорее нацелены на творчество? Если да, то какие темы, направления Вам сейчас более интересны?
Точнее, выставка в Совете Федерации была организована как выставка Магнитогорского отделения ВТОО «Союз художников России», а не абстрактных «магнитогорских художников». Да, в работе самые разные проекты, в том числе и организация всероссийских конференций при содействии Российского фонда культуры, и продолжение выставок Магнитогорского отделения ВТОО «СХР».
Что же касается моей собственной работы, – ну, тут всё как обычно: заканчивать начатое, начинать новое, писать тексты. Мне многое интересно, всего не перечислить, так что проще будет привести цитату из официальной справки: «…автор более шестидесяти научных… публикаций по таким направлениям научно-исследовательской деятельности, как вопросы теории и практики архитектурно-художественного проектирования, современное монументально-декоративное и станковое искусство, синтез традиционных видов искусств и современных технологий». Вот это всё и ещё многое другое.
- Изучив информацию об Эдуарде Медере в Интернете, прихожу к выводу, что для Вас процесс обдумывания, генерирования идеи, подготовки к созданию будущей картины долгий и кропотливый.
Всегда ли так? Или совсем не так, и это ошибочное впечатление…
По-разному. Иногда идея приходит как сатори, но чаще это результат долгих размышлений, поводом к которым может стать что угодно, а результат зачастую непредсказуем. И потом, я не называю свои работы «картинами». «Последний день Помпеи» — вот картина, а я свои композиционные размышления так громко не именую.
- Работая со студентами, видите ли Вы принципиальные отличия в творческом восприятии, подходе к изобразительному искусству у молодёжи? В чём это выражается?
Это отдельная большая (и частью, увы, не всегда приятная) тема, она касается проблем образования в целом и выходит далеко за рамки беседы в блоге и точно далеко за рамки проблем современного искусства. Ну, а вкратце: студенты все разные – кого-то избыточный доступ к поверхностной информации портит окончательно, кто-то со временем имеет шанс повзрослеть и поумнеть… всякое бывает. Впрочем, как всегда с людьми.
- Вы в своём творчестве как-то учитываете, используете опыт общения с Вашими учениками?
Ну, прежде всего, я очень не люблю выражение «моё творчество», оно избыточно пафосное и неприятно своей претенциозностью.
Есть хорошее и ёмкое слово «работа», обычно его достаточно, а о «своём творчестве» пусть самоназначенная «творческая интеллигенция» рассуждает. В работе же личной, сугубо, так сказать, художнической, никакой преподавательский/профессорский опыт ничем помочь не может. А что касается проблем собственно образовательных (включая «опыт общения»), то выше я их уже упомянул, и это предмет отдельного непростого разговора.
- Ваша выставка в АРТМУЗЕ недаром называется «Технологический миф»; отпечаток digital виден почти на каждой картине.
Как на ваше творчество влияет цифровизация общества? Достигаете ли Вы технологичности полотен с помощью классических изобразительных средств или также используете и какие-то современные решения, приёмы, оборудование?
На самом деле нет там никакого «digital». Более того, я очень не люблю избыточных разговоров о «цифровизации», да и само это модное словечко мне неприятно: оно ложно по сути своей и не раскрывает настоящих смыслов глобальной социокультурной проблематики, а замыливает и подменяет их. Соответственно, нет и никакой «цифровизации общества», есть деградация фундаментальных смыслов, скрываемая дымовой завесой малоосмысленной «актуальности».
триптих «Технологический миф», холст, масло, 100х70х3
Что же касается моих работ, то, повторюсь, нет в них никакой «цифры», это просто размышления о проблемах, в том числе и о проблеме катастрофического разрыва между инертностью социально-биологической природы человека и стремительностью технологического прогресса. Кстати, сам триптих «Технологический миф» был создан тогда, когда у меня даже компьютера-то не было, и в основе этой работы – размышления о вечных проблемах. Кстати, тоже о вечном уповании человечества на «deus ex machina»…
- Каким образом современному художнику, по Вашему мнению, следует расставлять приоритеты, выбирая изобразительные средства и инструменты сегодня?
Это всегда только личный выбор и личное решение каждого автора.