Санкт-Петербург, 13 линия В. О., дом 70

Время работы: 11:00 — 22:00 ежедневно

ВХОД БЕСПЛАТНЫЙ

АРТМУЗА » Арт-блог » Василий Кукса: «Надо учиться, учиться и учиться»

Василий Кукса: «Надо учиться, учиться и учиться»

В самой большой галерее музея АРТМУЗА сейчас представлена масштабная экспозиция работ Василия Куксы «Алтай – души моей исток»

Просторы, выси, кручи, леса, реки, озёра, – здесь всё так и дышит мощью, природной силой;  свет, без преувеличения, льётся из картин.

Но лучше хотя бы один раз увидеть! Поэтому приходите! Выставка работает до 16 августа. 

И попутно читайте интервью с автором всех этих оживших, говорящих пейзажей – с алтайским художником Василием Куксой.  

 

- Василий, как Вы проводите время в Петербурге? Какие Ваши впечатления от северо-запада России? 

Совмещаю полезное с приятным: и по своим делам езжу, и пишу, и друзей посещаю.
Был в Великом Новгороде, на Селигере поработал, насколько погода позволила.

 

- А для художника, пишущего на пленэре, есть у природы плохая погода? В любую погоду работаете? 

Нет, не всегда. Коррективы погода вносит.
Бывает, начинаешь писать, дождь капает, всё убираешь. Дождь прошёл - снова достаешь, добавляешь. Опять начинается – опять убираешь…. Но, невзирая на непогоду, зачастую солнечные работы получаются: солнце периодически появляется, ловишь эти моменты….

 

- Прочитала, что Вы неравнодушны к водным пространствам, любым. Удалось ли потокам и озёрам Северо-Запада остаться в Ваших картинах?  

Да. Иногда стараюсь, наоборот, без воды обойтись, а не удаётся: меня к ней притягивает.

 

- Дождь считается? Мне кажется, что на большинстве работ у Вас солнечная погода, по крайней мере, на тех, что представлены сейчас в нашем музее, и разгула стихии обычно нет. 

Потому что всё пишется на пленэре и от разгула стихии приходится прятаться. Но в дожде, в бурной воде находишь новые оттенки, эмоции.
Так что и под дождём много приходилось работать. Мои быстрые горные реки, водопады – это сила, мощь и подзарядка своеобразная: пишешь - себя как будто в розетку включаешь.

 

- Каково место пленэрной живописи в Вашем творчестве? 

Сейчас я практически всё время отдаю ей: мне это доставляет большое удовольствие.
Изредка пишу портреты, цветочные натюрморты, но преобладают пейзажи, деревенские, городские.

 

- Пребывание во Франции повлияло на Вас в профессиональном плане?

Сложно сказать…. Скорее, так совпало, но до поездки в Париж я думал, что всё уже знаю, умею, могу как художник. Не то чтобы я там увидел или узнал что-то сокровенное. Но вернулся с ощущением, что ещё очень многое надо постигать, изучать, осваивать. В полном соответствии с Сократом: «Чем больше я знаю, тем меньше я знаю».

И по-прежнему нахожусь в этом состоянии: до конца надо учиться, учиться и учиться.

 

- Есть ли различие в подходах, технике французских и российских пейзажистов? 

Основа одна, а потом уже складываются индивидуальные отличия.
Но сейчас во Франции художники не особо интересуются пейзажем, мало кто занимается пленэром. Да и у нас тоже. Не хотят учиться до упора.
Когда-то художник – это было звание! А сейчас таких авторов, которые через месяц учёбы уже устраивают выставки, их больше, чем настоящих художников.

Конечно, в Париже картины импрессионистов на меня большое впечатление произвели. Когда всё видишь воочию в Музее д’Орсэ, устанавливаешь личный контакт, совсем по-другому начинаешь относиться. И неосознанно, наверное, добавляется что-то и в собственном творчестве.   


- Несколько Ваших выставок состоялись даже в Китае (2007–2009 гг., 2019).
Общались ли Вы с представителями китайского художественного сообщества? Возможно, проводили совместные пленэрные зарисовки, если подобное в традиции китайских художников вообще существует? Научились там чему-то новому? 

В Китае есть целый ряд художников, окончивших Академию художеств имени Репина, и ребята молодые сейчас многие учатся у нас. Так что определённая школа там создана; художники работают в той же манере.

Творческие заимствования случаются стихийно. Для этого, в частности, и нужны пленэры: наблюдаешь, кто как работает, что у другого на палитре; видит одно, а представляет на холсте иначе и совсем не так, как вижу я. И у меня появляются какие-то идеи, пересматриваю своё решение; делаю, не так как он, не повторяю, не копирую, но меняю и меняюсь. Всё это получается спонтанно, неосознанно.

 

- Как Вам Санкт-Петербург? Как Вам у нас живётся? 

Отлично! Я здесь уже не в первый раз. Очень много знакомых: общения больше, чем дома.
Это и земляки, и сослуживцы, и коллеги, с кем на пленэрах когда-то пересекался.

Всем доволен! 👍