Санкт-Петербург, 13 линия В. О., дом 70

Время работы: 11:00 — 22:00 ежедневно

ВХОД БЕСПЛАТНЫЙ

АРТМУЗА » Арт-блог » ИЗОБРАЖАЯ ВОЙНУ: что думают и чувствуют художники?!

ИЗОБРАЖАЯ ВОЙНУ: что думают и чувствуют художники?!

Один из разделов экспозиции «Имя тебе - Победитель», которая до 14 июня проходит в музее АРТМУЗА, составляют работы студентов Академии художеств имени Ильи Репина. 

Мы узнали у молодых художников, как они подходили к созданию картин на такую непростую и многогранную тему, как Великая Отечественная война. 

Также попросили поделиться своими мыслями и преподавателя Академии художеств - художника Никиту Кулушева. 

 

Елена Рындина, студентка 3 курса Академии художеств

- Что Вы чувствовали, думали, когда работали над картинами о войне? Готовились ли Вы к этому как-то дополнительно?  Что помогло погрузиться в эпоху?  

Рассказы дедушек и бабушек, которые слышала с детства, про то, как их родители пережили войну. Мой прадедушка Дмитрий Власович Сытенький начинал службу в кавалерии, а во время Великой Отечественной войны был в составе войск МВД и служил на Кавказе. Он награжден медалями «За оборону Кавказа» и «За боевые заслуги». Моя прабабушка Анна Михайловна Ломакина была санитаркой в военном госпитале в Сочи. Её брату Ивану было 18 лет, когда его расстреляли фашисты за то, что он был подпольщиком и хранил дома оружие.

В Курганинске есть памятник казнённым подпольщикам. На нём значится и имя Ивана Ломакина. 

 

- Что хотели передать своей работой, какие мысли донести?

Я хотела показать роль женщины в военное время, как наравне с мужчинами они сражались с врагом, защищали Родину и оказывали медицинскую помощь на фронте и в тылу, делали все, что могли, для сохранения памятников культуры и произведений искусства. В картине

«Спасение коня», где в землю закапывают одну из скульптур Аничкова моста, мне хотелось показать переживания женщин и их надежду на светлое будущее. 

Эту работу я выполнила на подготовительных курсах при Академии художеств под руководством Рустама Хожаевича Яхиханова и Константина Петровича Дудко.

  

 

Елена Гришина, студентка 5 курса Академии художеств

- Что Вы чувствовали, думали, когда работали над картинами о войне? Готовились ли Вы к этому как-то дополнительно? Что помогло погрузиться в эпоху? 

Когда я писала картины о войне, я чувствовала, что эти темы мне очень близки. Я вспоминала рассказы своего дедушки о блокаде Ленинграда, о Великой Отечественной войне. Он был блокадником и пережил самую сложную зиму 1941- 1942 годов. Именно в эту зиму он потерял своего младшего брата.

Потому дедушку эвакуировали по Дороге жизни, а в 1944 году его призвали на фронт.

На этой картине как раз изображён мой дедушка: так он приходил с парада Победы, включал свой магнитофон, слушал военные песни, рассматривал старые фотографии.

 

- Когда писали работы на военную тему, всегда ли представляли конкретных людей и истории из жизни? Как Вы готовитесь к написанию картин о военной поре? 

Я всегда погружаюсь глубоко.

Сейчас я пишу картину на тему Ленинградской симфонии – подвиг музыкантов. И я читаю воспоминания, статьи, собираю фотографии, была в Большом зале Филармонии, на репетиции музыкантов, чтобы прочувствовать.

Своими работами я хотела почтить память ветеранов Великой Отечественной войны.
Я считаю, что мы не имеем права забыть; пока мы помним прошлое, у нас есть будущее.
И вообще, я писала не для кого-то конкретного, а для всех. Чтобы помнили!

  


Валерий Овчаренко, студент 5 курса Академии художеств   

- Что Вы чувствовали, думали, когда работали над картинами о войне? Готовились ли Вы к этому как-то дополнительно?  Что помогло погрузиться в эпоху? 

Я думаю, это некий долг художника – взяться за подобную тему.

У меня получилась целая серия работ: я хотел показать многоликость войны, как это могло происходить.

Все эти образы из головы. Начинаю с эскизов. Потом уже образы прорисовываются, и надо смотреть, уточнять, сверяться с документами, - всё важно, особенно когда такая тема, чтобы соблюдать историчность.
Чтобы погрузиться в тему, читаю книги, документы, много хроник смотрю. 

Подобные выставки очень важны, особенно сейчас, в наше неспокойное время.

 


Цао Юйдичень, студентка 3 курса Академии художеств

- Что Вы чувствовали, думали, когда работали над картиной о войне? Вам это было, наверное, особенно непросто, так как изображали историю и жизнь другой страны….

Когда я рисовала, испытывала ощущение беспомощности, потому что я - обычный человек и не могу изменить войну.
Как-то я встретила ветерана в Крыму, в Алупке; он потерял ногу на войне. Его история меня очень тронула.
Позже, в Петербурге, я ехала в метро, увидела старика на костылях, и это напомнило мне о разговоре с ветераном. А когда я вышла из метро, увидела переплетенные стальные прутья на крыше лифта. И я подумала, что стальной стержень также символизирует солдат, поэтому я его нарисовала.

Через свои картины я стараюсь выразить заботу о ветеранах.
Некоторые люди навсегда остались в шрамах от войны, и когда они возвращаются с войны, эти военные травмы приносят им много неудобств. Независимо от национальности, те, кто сражался за страну, достойны нашего уважения и памяти. Я считаю, что мы можем помогать им в повседневной жизни и никогда не должны забывать боль, причинённую жестокой войной.



Чжао Тяньчень, студент 3 курса Академии художеств


- Что Вы чувствовали, думали, когда работали над картиной о войне? Вам это было, наверное, особенно непросто, так как изображали историю и жизнь другой страны….

Когда я писал картины о войне, я думал о людях, которых рисовал, – студентах Академии художеств: они должны были стать художниками, но многие не стали и погибли в схватках с фашистами.

Этой картиной я хотел показать, что мы их помним, мы их не забываем; души тех студентов с нами.  

 

 

Никита Кулушев, художник, преподаватель Академии художеств

- А как Вы погружаетесь в эпоху, приступая к работе над военными полотнами?

Мне всегда была интересна историческая живопись: дипломную картину я посвятил Михаилу Богдановичу Барклай де Толли. И поступив в ассистентуру-стажировку моя творческая исполнительская работа была о героях войны 1812 года, -  я решил продолжить тему и изобразить их на Бородинском поле.

На экспозиции в АРТМУЗЕ представлены картины «Молебен перед сражением», «Багратион» и «Подвиг на Бородинском поле».

Чтобы изучить тему, я читал научные статьи, художественную литературу, посещал музеи – Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Эрмитаж - галерею работ прекрасного художника Джорджа Доу, а также другие памятники архитектуры, скульптуры. Ещё мне очень помогли консультации реконструкторов.
Эта информация была полезна и в поиске сюжета, и в изображении героев, представленных на моих картинах.

 

- Какие идеи Вы хотите донести до зрителей, передать через свои работы? 

Стремлюсь увековечить исторические события. Хочу показать отвагу, героизм, патриотизм, которые эти люди проявили, защищая нашу страну.
Они стали для нас героями, образцами, и нам надо опираться на наше прошлое: у нас героическое прошлое, славное настоящее и великое будущее.

 

- Передавая такие сложные моменты, изображаете ли Вы придуманные образы, или Вам позируют модели, или, может быть, используете портреты тех времён?

Сначала рождается замысел, идея. Потом разработка образа, наброски; поиск цветовых и композиционных решений, в том числе, в ходе посещения музеев.

Конечно, помогает натурный материал – работа с моделями.
На выставке представлены портреты; часто для них позировали мои друзья.

 

Какова роль преподавателя, который воспитывает художников? Как Вы направляете студентов, когда они выполняют творческие работы? 

Преподаватель играет важную роль в становлении художника.
Главная моя задача – передать свои умения, навыки, заложить основу, фундамент, чтобы студент мог дальше работать над заданной темой, чтобы он в будущем уже самостоятельно мог написать такие же полотна и проявить себя в других направлениях изобразительного искусства.

 

А есть ли тут место коллективному творчеству, когда Вы предлагаете подумать, как сделать, например, взгляд выразительнее или глубже передать трагизм ситуации?  Даёте какие-то подсказки? 

Конечно, студент предоставляет множество эскизов, мы по ним делаем отбор, какие лучше передают замысел….
Здесь больше индивидуальной работы, потому что каждый выбирает те темы, которые ему ближе.

 

Выражаю благодарность организаторам, куратору выставки; собрать такую большую экспозицию с таким числом участников – это дорогого стоит.