Санкт-Петербург, 13 линия В. О., дом 70

Время работы: 11:00 — 22:00 ежедневно

ВХОД БЕСПЛАТНЫЙ

АРТМУЗА » Арт-блог » Евгений Емельянов: «Хочу поделиться с другими тем, что я люблю»

Евгений Емельянов: «Хочу поделиться с другими тем, что я люблю»

14 апреля, в 19.00 в АРТМУЗЕ открывается грандиозная патриотическая экспозиция «Имя тебе – Победитель! Сражаюсь, верую, люблю», приуроченная к празднованию 78-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

Во всех девяти галереях музея будут представлены работы современных художников и фотокорреспондентов, - более 30 авторов, многие из которых широко известны и общепризнанны. 

Один из них - Евгений Емельянов, выпускник Академии художеств имени И. Репина, главный художник Санкт-Петербургского Военно-исторического музея артиллерии.

Мы попросили автора поделиться, в чём цель его работы как художника  и каково это, создавать масштабные исторические батальные полотна.

 

Евгений, как Вы пришли к военной тематике в творчестве? 

Была любовь к истории с детства. И первые попытки рисовать были связаны с тем, что хотелось воплотить образы, которые появились в сознании при прочтении исторических книг, в разговорах со сверстниками, - мы очень увлекались различными периодами истории, нашей и общемировой, больше всего военной. Видимо, мальчишеская такая черта…. 

И вот, когда этот интерес возник, захотелось его выразить на бумаге. Именно так, как я это вижу и чувствую. 

 

Когда Вы планировали свой творческий путь, например, выбирая, куда и к кому пойти учиться, Вы руководствовались своим увлечением историческо-милитаристской тематикой? 

Да, в Академии художеств есть такая уникальная мастерская церковно-исторической живописи академика А. Крылова; стремился туда.

В более ранний период, в училище, наверное, нет ещё, - не совсем понимал, что мне нужно. Но закончил его уже исторической картиной: моя дипломная работа была посвящена Куликовской битве. В определении своего пути я очень благодарен учителям, с которыми мне исключительно повезло.

Я бы не сказал, что следую милитаристской тематике, хотя и работаю уже долгое время в богатейшем военно-историческом музее нашей страны. Меня больше интересует человек. Человек со своими переживаниями и сложными моментами, в которых наиболее остро проявляются черты его характера. Вот это очень интересно почувствовать и попытаться отобразить в работе.

 

Какие основные временные периоды Вы изображаете? На выставке в АРТМУЗЕ будут представлены Ваши работы, посвящённые и 1812 году, и военным событиям первой половины XX века. 

У меня в этом смысле нет временных рамок и ограничений. 

Древней Руси уделяю особое внимание не потому, что считаю другие темы менее интересными…. Так сложилось: невозможно всем увлекаться! 

 

Можно сказать, что эпоха Вас не отпускает?

Мне кажется, это как родственные отношения. 

Начиная с детства этим всем живёшь, и потом уже иначе мыслить невозможно. 

Но конечно, не только Древняя Русь, есть и другие  периоды и события, которые очень увлекают.

 

Легче ли изображать сцены Первой мировой, Великой Отечественной войны, так как имеется больше документальных свидетельств? Или наоборот, в древнерусской истории ещё много белых пятен, и потому  у Вас как у художника шире пространство для творчества в изображении сюжетов того времени? 

Чем больше я завязан на конкретику, тем меньше свобода действий. Хотя историческая картина, безусловно, требует очень серьёзного отношения к достоверности в каждой детали.

Если какой-то период многократно отображён, всё в нём изучено и понятно, то он не вызывает такого восторга. Про эпоху Древней Руси известно крайне мало. Мы, к сожалению, вынуждены судить о ней только по отдельным свидетельствам, фрагментам древнерусских памятников и археологическим находкам.  И эта тайна будоражит сознание: хочется представить, как это было, прожить момент. И то же можно сказать и про исторические персонажи. 

 

Когда Вы пишете картину, какую цель преследуете?

Хочу поделиться с другими тем, что я люблю, дать им  почувствовать неразрывную связь с нашими далекими предками, донести тот импульс. Возможно, кто-то, взглянув на картину, задумается о былом времени, ощутит себя частью истории, в которую строкой вписывается  каждое наше действие. 

Есть некое таинство в создании визуальными средствами художественного образа, заставляющее и автора, и зрителя глубже проникнуться Божественным мирозданием. Я уверен, что это делает всех нас немножко чище.

 

Понимаю, особенно в свете только что сказанного, что позы, эмоции персонажей на Ваших картинах чрезвычайно важны. Как удаётся воплощать задуманное? Привлекаете ли Вы моделей для позирования? 

Есть разные варианты, в том числе и работа с натурой. Но часто образы создаются «от себя», без модели. Обращаюсь к документальным свидетельствам, фотографиям. Я стараюсь использовать архивные снимки. Мне кажется, что лица людей, которые даже сто лет назад жили, они другую энергетику несут. 

Самое главное – образ человека и его мысли, эмоция, выраженная в пластике, в лице, взгляде, позе. Хочется, чтобы каждый изображаемый персонаж воспринимался частью того времени, а не нашего. Чтобы он не был современным и не возникало ощущения, что изображён натурщик. Если это получилось, значит, кое-что в картине удалось.

 

Есть ли отличия в изображении исторических событий в работах художников разного времени, в чём современность, так сказать? Или это такая классическая стабильная область, где мало что меняется и только автор привносит своё видение?

Время исполнения в работах отражается здорово, даже когда люди пытаются копировать стиль какой-то эпохи. И при классическом, академическом подходе каждый художник всё равно работает в своей манере.

 

По каким нюансам можно определить, что это картина Евгения Емельянова или, по крайней мере, она написана в XXI, а не в XIX веке? 

Абсолютно видно сразу. 

Во-первых, мы не достигаем уровня исполнения того времени.

Это так же, как искусство любой эпохи всегда стремилось достичь уровня Античной Греции.

Каждое последующее всегда немного отстаёт от того, что было.  

В России всё просто объясняется: у нас существовала очень серьёзная художественная школа до революции; в советское время её сломали, всё начало работать совсем по другим принципам. 

Сейчас многие художники только делают попытки обращаться к тому, что было. 

Так что по признаку профессионального уровня любой, кто знаком с историей искусств, сразу определяет работу XXI века. А потом и цветовые отношения другие, и композиционные принципы, и манера. 

 

Расскажите о том, как ваше творчество менялось во времени.

Сейчас, с течением времени, ищешь более короткий путь, чтобы передать задуманное. 

Помню поначалу свои попытки воспроизвести технику старых мастеров. 

Потом постепенно что-то своё появляется. 

Сейчас уже об этом не думаешь; конечно, работы мастеров по-прежнему восхищают, зажигают, но стараешься больше внимания уделять не технике, а идее, которую стремишься передать.  Но конечно, хочется, чтобы это было художественно красиво. 

 

 Как относитесь к участию современных технологий в творчестве художника? Применяете ли сами? 

Знаете, как мне часто говорят: «Можно взять планшет, и будет полная иллюзия, что это живопись». 

А я отвечаю: «Зачем мне создавать иллюзию, если я могу создать живопись настоящую». 

То же, что электронные книги и книги живые: берёшь книгу, которая уже сама по себе история, листаешь страницы, вдыхаешь запах страниц, печати. А электронная книга – просто безликая информация. 

Если есть возможность работать с натуральными материалами, заниматься настоящей живописью, это гораздо лучше, приятнее и понятнее. Не вижу смысла в каких-то заменителях. 

Я использую цифровые технологии в качестве вспомогательных, но очень незначительно. Потому что ценность нашей работы в том, что мы своими руками на листе бумаги или на холсте создаём образы. Невероятное ощущение! На экране это уже имитация. 

 

Какой вектор развития вашего творчества? В чём видите себя в будущем? Учитывая центральную тематику  нашей выставки, может быть, есть идея создания диорамы одной из битв Великой Отечественной войны? 

 Я с готовностью берусь за работу, только если мне это действительно интересно. 

В последние годы я изображаю исключительно те темы, которые меня трогают. Совершенно неважно, какое время, даже современность, - всё это может вылиться в картину. Главное - искреннее отношение и личный отклик. В этом для меня честность художника перед зрителем.

Оба моих деда воевали, всё детство я рос на тех образах, так что с Великой Отечественной войной меня многое связывает. Очень серьёзная и важная тема, которая и в работах присутствует, и задумки разные есть. И один из эскизов к будущему полотну как раз представлен на вашей выставке.