Санкт-Петербург, 13 линия В. О., дом 70

Время работы: 11:00 — 22:00 ежедневно

ВХОД БЕСПЛАТНЫЙ

АРТМУЗА » Арт-блог » Роман Рубцов: «Слежу за тем, что в тренде, и делаю вообще не так!»

Роман Рубцов: «Слежу за тем, что в тренде, и делаю вообще не так!»

7 февраля в нашем музее открылась выставка «Киберреализм» творческой группы «Триумвират». Это трио молодых художников - Роман Рубцов, Иван Кириллов и Ника Полякова, - которые приподнимают завесу времени и пытаются разгадать, что же ждёт нас в далёком, недоступном будущем. 

Каким видится грядущее, рассказывает лидер «Триумвирата» Роман Рубцов 





Роман, вы как определяете стиль, в котором работаете? 

Само название выставки «Киберреализм» отсылает к реализму как к стилю живописи и к киберпанку как к теме о будущем человечества, развитии технологий, о нашем понимании, видении будущего.

Некоторые работы получились даже пророческими, что ли.
Мне очень нравится картина, где огромное количество фильтров на девушке (ред. – C Y M B / O Z). Она была сделана в 2018-2019 году, ещё до ковида. А вот во время коронавируса она шикарно зашла, я её выкладывал везде, и все писали: «О, как в тему! Как классно!», хотя это не было создано на злобу дня.


C Y M B / O Z Роман РубцовВ различных источниках «киберпанк» определяется как сочетание современных технологий и всеобщего культурного упадка, социальной деградации, бесправия.

Это тоже присутствует в работах «Триумвирата», или у вас только первая часть, цифровое будущее? 

Такое понимание киберпанка ближе к японской философии, японскому искусству 80-х гг. ХХ века.
Тогда развитие технологий воспринималось как рост в никуда: люди боялись, что однажды всё выйдет из-под контроля....

Мы же киберпанк трактуем по-другому: это не про упадок человечества.
Технологии, при умелом обращении, - это лишь дополнительный инструмент к возможностям художника. Тут уместно сказать несколько слов о том, как мы создаём картины…..
Есть какая-то идея или тематика. Мы начинаем подбирать референсы по теме и понимаем, что представляет из себя интересующий объект. Дальше ищем модель, фотографируем, и я как графический дизайнер делаю полностью картину на компьютере. А потом уже переносим её на холст.
При таком алгоритме заранее можно более точно спрогнозировать финальный результат, чтобы получилось то, что хочется.
Но по факту, итоговая живописная работа очень отличается от цифрового исходника: по цвету, по колористике, по разным мелочам и деталям. Начинаешь, и приходит что-то в процессе. То есть, они могут быть совершенно разные.

 

А в чём заключается ваша творческая объединённость? Вы работаете втроём над одной картиной? Или просто в совместном обсуждении чётче определяется идея и оформляется вид картины, а потом уже автор индивидуально её пишет.

Да, каждый рисует отдельно.
Референсы делаю я, потому что хорошо это умею.
Если кому-то приходит идея, допустим, моей жене (ред. – Нике Поляковой), она озвучивает её, я подбираю референсы, она говорит, что ей нравится – не нравится. Дальше мы что-то меняем, я переделываю, обсуждаем: «А о чём здесь? А что можно добавить? Вот как это сделать?». А потом уже Ника рисует.

С Иваном, который сейчас, к сожалению, не живёт в России, примерно то же самое, но уже дистанционно.


На изображениях группы «Триумвират» преобладают женщины. Почему так? Потому что два из трёх художников – мужчины? 

Очень хороший вопрос!

Единственные мужчины, которых я нарисовал за всю жизнь, были мой отец и лучший друг. И на этом, пожалуй, всё. Не знаю, почему. Как-то так получилось, что начиная с 2012 – 2014 года, когда я ещё в Великом Новгороде жил, мы с Ваней увлекались акварельной живописью, и везде у нас были девушки изображены. Может быть, тогда мужчин ещё хорошо не фотографировали: не было красивых референсов.

А у Ники, в основном, везде животные.

 

Почему такое название? Ну, кроме очевидного объяснения, что вас трое.

Хотели ли вы сделать какие-то отсылки к Античности или к военным союзам, милитаристской тематике? 

Что удивительно, само название мы придумали с Иваном давно, когда нас было ещё двое.

Во-первых, безумной красоты слово.

Во-вторых, слово латинское; его использовали для обозначения объединений городов-государств или генералов друг с другом против чего-либо.

И мы всегда думали: «Вот нас двое; мы что-то делаем, что-то рисуем, но чего-то не хватает». И, может, выразилось в названии, что нужен кто-то третий постоянно. И так появилась Ника.

 

У Вас прозвучало, что «триумвират» - это объединение генералов против чего-то. 

А вы «дружите» против чего-то? У вас есть то, против чего вы все вместе выступаете? 

Да, есть, и мне это безумно нравится.
Мы с Ваней лет 6-7 назад придумали концепцию, которой я придерживаюсь и всем стараюсь объяснять, как я понимаю искусство.

Существуют три разные составляющие искусства, когда ты на него смотришь.
Оно может быть очень красивым, но безыдейным.
Абсолютно непонятным и ужасным на вид, но в нём скрывается великолепная идея.
И третий вариант, когда оно имеет замечательный вид и в основе - прекрасную идею.
Мы стараемся искоренить первых два варианта.

Я многих художников не воспринимаю, не понимаю, когда они думают, что поверхностное знание одной – двух идей позволяет им делать какие-то сумасшедшие полотна, продавать за миллион, хотя, по факту, если посмотреть на них художественным взглядом, это некрасиво и непонятно.  

У всего должен быть смысл, не только глубинный, но и житейский: всё должно быть ясно как обычному человеку, так и музейному работнику. Иначе, зачем это вообще?

И ещё. Искусство – это страдание по большей части, во всём, всегда!
Хочешь что-то сделать, тебе надо думать. Хочешь создать референс, создай его, найди человека, посади его перед собой, рисуй 10 часов. Если тебе что-то не нравится, закрась всё, переделай! Ты должен страдать, тогда это будет труд и качество, лучшее, что ты создал. Картина – это не то, что ты нарисовал на эмоциях за два дня. Может быть, для тебя лично она что-то и значит; тогда повесь её у себя и не показывай никому.

 

Есть какие-то творческие ориентиры, за которыми следите, близко то, что они делают…?

Слежу за большим количеством разных современных художников, и американских, и европейских, - на что я только не подписан! Это очень хорошо развивает кругозор.
Я просматриваю ленты многих музеев, в частности Opera Gallery.

Но главное – я слежу за тем, что сейчас выставляется, что в тренде, что всем нравится, и делаю вообще не так. 
Потому что то, что сейчас выставлено, это уже было.