Санкт-Петербург, 13 линия В. О., дом 70

Время работы: 11:00 — 22:00 ежедневно

ВХОД БЕСПЛАТНЫЙ

АРТМУЗА » Арт-блог » О скульптуре и много большем - Александр Спиридонов, основатель школы Sculpt Art

О скульптуре и много большем - Александр Спиридонов, основатель школы Sculpt Art

«Жанры искусств — это слишком маленький масштаб для меня, хочется взять больше».
 

Уже шесть лет в АРТМУЗЕ обучают скульптуре. Этим занимаются наши драгоценные резиденты — школа SCULPT ART. Если навести справки в интернете, то можно найти следующее: «собственная методика обучения, которая за 7 лет существования студии отточилась до совершенства. Занятия продуманы и структурированы по минутам. К каждому уроку сформирован лекционный материал и план практического занятия с натурщиком». Убедительно, согласитесь. Мы-то знаем, что утверждение неголословно, однако вы можете и не знать. Пока еще.

Поговорили со скульптором, реставратором, опытным педагогом (больше 13 лет в игре) и основателем школы — Александром Спиридоновым о талантах, необучаемых учениках, границах искусства и самых нестандартных проектах школы. Подробности ниже:

 


— идея открыть школу по скульптуре не могла возникнуть из неоткуда. Что предшествовало?

А. С.: Предшествовала моя любовь к скульптуре, начиная с семи лет, когда родители перевезли меня из Белоруссии в Петербург и на лето отвезли в деревню, где отец на берегу выкопал яму. Там оказалась глина и с тех пор я начал лепить. Другой момент, который предшествовал открытию школы, это то, что с 17 лет я начал преподавать. Предшествовало еще и то, что у меня есть мудрейший наставник, который тоже находится в АРТМУЗЕ на втором этаже и зовут его Артур Иванович Кочу. Это мой великий учитель, благодаря которому существует Skulpt Art. Я ему рассказывал о своих мытарствах, поисках и он мне как-то сказал: «В чем проблема? Хочешь работу своей мечты — создай и устройся сам к себе на работу». И воспринял это максимально всерьёз. Так получился Skulpt Art. Это всё и предшествовало. 

— существуют ли необучаемые ученики? Только честно.

А. С.: Безусловно, они существуют. Одно дело, когда ученик приходит и он безусловно открыт знаниям, он именно хочет и готов обучаться. А другое дело, когда человек приходит обучаться, но он не хочет и не готов принимать новые знания. Вот его можно считать необучаемым учеником. Пожалуй, это единственная проблема, которую я встречал в своей педагогической практике. 
И каждый человек имеет свою степень раскрытия к знаниям. У каждого сам навык обучения развит по-своему. Я глубоко восхищен людьми, которые открыты знаниям, которые всему удивляются, которые все впитывают и не считают, что они все знают и во всем правы. Я люблю любознательных людей, они поглощают знания и тут же стремятся применять их на практике.  

— соотношение таланта и навыка.

А. С.: Это сложный вопрос. Когда говорят «человек талантлив» — это пять процентов, на самом деле, таланта и 95 процентов пота. Это именно так и по-другому не работает. В соотношении таланта и навыка — одно придерживает другое. Я думаю даже, что навык это ключ, который раскрывает шкатулку с талантом.



— что главное в скульптуре? Что всем кажется главным, но на деле таковым не является?

А. С.: Самого главного в скульптуре не бывает. Не существует. Все зависит от того, какие цели и задачи ставит художник перед произведением, которое он создает. Это может абстрактная скульптура, это может быть фигуративная пластика, это может быть что угодно. Иногда художник ставит перед собой задачу создания скульптуры в нон-финито — по принципу незаконченности, может быть он собирается отполировать и подчеркнуть анатомию, может быть он хочет выразить именно пластику и движение формы, и так далее. 
Отвечая на второй вопрос: мы считаем, что скульптура должна быть гладкая, детализированная. Люди, которые несознательно подходят к скульптуре, будут измерять степень профессионализма в детализации, вплоть до пор. Потому что кроме того, что можно детализировать работу и проявить мастерство, люди не знают, что существует огромное множество композиционных поисков, художественных и так далее. Поэтому главное в скульптуре это сознательность. Осознание задачи, которую перед собой ставит скульптор.  
 
— самые любимые/нестандартные проекты в рамках школы.

А. С.: На самом деле любимый проект в рамках школы начинается сейчас, буквально через неделю. Это совместный проект с государственным музеем Городской Скульптуры, сотрудником которого я также являюсь. Это прямые эфиры, в которых мы с научными сотрудниками будем рассказывать о том, каким мог бы быть Петербург. Смотреть уникальные скульптуры из закрытых хранений, то, какие памятники могли бы стоять в Петербурге, какой облик мог бы быть у города, как его видели известные скульпторы и архитекторы Петербурга, но мы с вами его не увидели. Петербург, который мог бы быть — такое неопределенное стечение обстоятельств. Это интересно, меня захватывает.
 
— каким художественным проектам в городском пространстве вы симпатизируете?

А. С.: Я люблю АРТМУЗУ. Я здесь и я счастлив. Это мой любимый художественный проект в городском пространстве. Мы тут уже практически шесть лет и я надеюсь, что это только начало. 

— на коллаборации с какими жанрами искусств вы готовы?

А. С.: Безусловно, всё самое интересное рождается на пике, на неких границах, в моменте синтеза жанров. Поэтому я бы предложил мыслить шире: на коллаборации с какими сферами деятельности человека вы готовы… Потому что жанры искусств это слишком маленький масштаб для меня, хочется взять больше. 
У нас отдельный, огромный, уникальный в своем роде проект коллаборции — создание семинаров для пластических хирургов и косметологов, взаимодействие с эстетической медициной. Это новое слово не только для России, но и для мира. Мы, как скульптуры-анатомы, даем много ценных знаний для практических хирургов, а они, в свою очередь, обогащают нас. 
Еще одно направление — это взаимодействие с игровой индустрией, цифровой скульптурой, когда мы влияем на целый пласт культуры. 
Отдельно можно обратить внимание на художников по куклам — мы с ними в коллаборации вступаем, я прям ощущаю, какую пользу я могу приносить.
Поэтому сфер для коллабораций колоссальное количество. Это все, что может быть связано с эстетикой, красотой, творчеством. 
 

 
— выбор АРТМУЗЫ неслучаен?

А. С.: Конечно неслучаен. Это было единственное место, куда, когда мы сюда въезжали, требовался вступительный экзамен. Нужно было показать портфолио школы. В АРТМУЗЕ были самые лучшие условия, буквально всё благоприятствовало. Меня встретили с особенной заботой. Благоприятно сказалась и эта история со «вступительным экзаменом». В жизни всегда очень важно попасть в ту среду, куда попасть непросто. А, попадая в АРТМУЗУ, мы попадали прям в среду художников. Поэтому да, всё удивительнейшим образом совпало, мы даже не рассматривали другие варианты.