Nika Grig: О том, что скрыто
Для петербургской художницы Nikа Grig АРТМУЗА стала вторым домом – уже более пяти лет здесь её мастерская. А сейчас в стенах нашего музея проходит крупномасштабная выставка автора - "The Form”. Поговорили с Никой о творчестве и вдохновении.
Ника, конечно, самый первый вопрос, который возникает при взгляде на Ваши картины, – что скрывается под платком?
Ткань или платок для меня -
символ того, что обычно остается невысказанным, тогда, когда мы остаемся
наедине с собой. Это наш внутренний мир, самые потаенные чувства, переживания.
Наша внутренняя боль, которой мы не всегда можем поделиться. Это о том, что
скрыто. В то же время это реакция на происходящее вокруг. Под тканью скрыты те
тайны, которые мы оставляем обычно при себе.
Женщина на Ваших картинах - автопортрет?
Да, я брала свой образ за основу,
так как, только копнув в себя, можно узнать, что именно скрыто внутри. Но мне
кажется, это есть в любом человеке, и он это чувствует, оставшись наедине с
собой. Вообще, автопортрет - это попытка понять, принять и полюбить себя такими, какие мы есть, попытка через себя
изучить природу человека.
Если смотреть на Ваш триптих – какая Вы сейчас?
Думаю, в каждом из нас есть все
три состояния. Мы все очень многогранны,
и в нас присутствуют разные качества и проявления.
"The Form” – это только о женщине?
Эти картины больше о состоянии
души, а она есть в любом человеке вне зависимости от пола.
В своих работах Вы используете в основном базовые контрастные цвета. Чем обусловлен их выбор?
Эти базовые цвета очень говорящие
и несут в себе яркую психологическую окраску. Сами по себе они уже глубоко
символичны. Черный цвет выступает как Тень нашей души, нашей личности. Он
символизирует самые болезненные процессы, потому что для укрепления и пробуждения
силы необходимо столкнуться со своими внутренними демонами и принять их.
Красный цвет - это циркуляция энергии, поддерживающей жизнеспособность нашего
существа, символ страсти. Белый цвет - доброта, чистота, невинность и
божественность, но в то же время это цвет траура. Человек, завернутый в белую
ткань, несет в себе, с одной стороны, Свет, божественное начало, с другой -
говорит о боли. Это боль от невозможности высказать свои истинные чувства,
показать светлые душевные порывы.
Вы увлекаетесь психологией? Кто Вас вдохновил на изучение природы человека?
Да, я увлекаюсь психологией. Это то, что действительно всегда вызывало у меня большой интерес. Очень много хороших авторов, отзывающихся в разные моменты жизни. Навскидку могу вспомнить, например, Клариссу Эстес, Виктора Франкла.
Также меня очень интересует
духовная и эзотерическая литература. Изначально познакомившись с книгами Ошо, я
открывала для себя все новых и новых авторов: Экхарт Толле, Кастанеда и прочие,
и прочие.
Как трансформировались Ваш стиль и Ваше искусство?
Меня всегда тянуло к абстракции, так как она ближе к тому, что бывает сложно обьяснить, показать. Но параллельно с ней можно выделить периоды пейзажей, затем меня заинтересовала природа человека. Постепенно приходило осознание того, что писать просто то, что видишь, не совсем точно и не совсем искренне, ведь мы гораздо глубже.
В одной из песен Павел Кашин поет: "Если правильно выспаться, если верить честно, Если мыслями-мышцами направиться вглубь неизвестного, То появится высшее проявление бога, Там где раньше лишь высохшее было ухо Ван Гога".
Вдохновить может и общение с
людьми, и музыка, фильмы, книги, но, порой, самое главное для творческой
работоспособности - это хорошее самочувствие, настроение, хорошее физическое и
психологическое состояние.
Творческому человеку важно признание?
Потребность в уважении и признании стоит на высших ступенях пирамиды потребностей человека. Это позволяет нам наполняться уверенностью в себе, осознанием своей полезности, важности и нужности. Но, как правило, это происходит, когда мы не думаем о результате, а наслаждаемся процессом.
Беседовала Екатерина Зеркалова