Ф. Михельсон: об интуитивном обучении и поиске пути
В музее современного искусства АРТМУЗА проходит выставка «РУССКИЕ СЕЗОНЫ» художника Фридриха Михельсона.
Фридрих Михельсон – молодой петербургский художник. Сюжеты его картин собраны из самых разных уголков России, Белоруссии и Украины. В течение регулярных путешествий в сознании художника сложилась картина постсоветского мира, в котором отсутствует естественная, комфортная среда для жизни человека. Все эти наблюдения привели к особому стилю живописи и к двум основным цветам в палитре художника – синему и зелёному. Цитируя в своих работах образы окружающего мира, Фридрих создал уникальную акрило-клеевую технику.
Эта выставка – отражение разных сезонов в городах, деревнях и местечках. Каждый зритель может найти здесь нечто, отражающее его собственный, внутренний, актуальный сезон.
- Когда в Вашей жизни появилась живопись?
Она была всегда. В детстве, благодаря маме, я активно принимал участие во всяких выставках на заводах и в их филиалах. Однажды после очередной выставки мои работы так и не вернулись ко мне.После этого я забросил рисовать примерно до 20 лет. А в 20 я совершенно случайно поступил на факультет декоративно-прикладного искусства. Шёл утром на работу, идти туда не было никакого желания, хотелось заняться чем-то стоящим. Я развернулся и пошёл поступать. Это было 3 сентября, там оставалось последнее место на потоке и меня приняли даже без экзамена.
- А как долго в Вашей жизни задержалось декоративно-прикладное искусство?
Я проучился там полтора года на резчика по дереву, но так и не осилил это направление. Я больше тяготел к живописи и составлению разнообразных скульптурных композиций из древесных отходов.
- В какой момент Вы пришли к использованию клея?
Я долго искал что-то своё, много экспериментировал. Навыки к реалистичной живописи, которые я приобрёл в детстве, были утрачены, и всё нужно было начинать заново. Я даже хотел заняться чем-нибудь другим, обучиться на кого-то. Мне на помощь пришла живопись 20х-30х годов. Я побывал на многих выставках в Москве и загорелся снова. Ушёл от реализма и начал строить все силуэты своих работ чёрными линиями. А в какой-то момент я решил заменить краску на клей ПВА, имитировать витраж. С того момента пошли эксперименты с клеем.
- В каком году это было?
Это конец 2013-го. Я начинал вводить его постепенно, ещё не понимая, что я делаю. Руководствовался своим чутьём и советами знакомых художников. Со временем я увеличивал пропорции клея в работах. Я использую очень разный клей, у каждого производителя немного отличается состав. Начинал с примитивного канцелярского, потом изучал способы работы с пластичностью этого материала, его колеровку и взаимодействие с различными поверхностями, на которых можно что-то изобразить – картон, холст, ДСП, ДВП.
- А когда Вы стали заниматься музыкой?
Музыка в моей жизни тоже была всегда, сколько себя помню. Когда родители были очень заняты, меня оставляли у дяди. Он сам музыкант, и у него была большая виниловая фонотека. Мне даже разрешали брать его инструменты и что-то пробовать. Это было ужасно, конечно, но ко мне относились терпеливо и с пониманием. Всё в те же 20 лет мне захотелось сказать что-то своё, и с этого начались эксперименты с музыкой. Кое-какие из первых песен даже прошли проверку временем, и спустя 10 лет остаются актуальными.
- То есть играть на музыкальных инструментах и писать стихи Вы специально не учились?
Специально – нет. Это было интуитивное обучение, которое продолжается и сегодня.
Беседовал Александр Шек.