Я за то, чтобы люди помогали друг другу не через уговоры, а от чистого сердца…
27
июля 2019 года музей современного искусства АРТМУЗА в качестве почётного гостя
и представителя жюри посетит продюсер, основатель
музыкальной компании «Bomba-Piter» Олег Грабко. Наш гость работал в жюри многих
российских фестивалей, а субботнее утро Олег Всеволодович согласился посвятить Первому Всероссийскому фестивалю уличных музыкантов, который
пройдёт на крыше музея современного искусства АРТМУЗА.
– «Я вижу в каждом живущем на Земле Всевышнего и радуюсь, что мы есть», –
такую цитату увидела, заглянув на Вашу страничку. Олег, вы оптимист?
– Скорее
реалист, но без надежды на лучшее нет успеха, и я скорее оптимистичный
пессимист, настраиваюсь на худшее с надеждой на лучшее! А
мои статусы, это просто регулярные выплески неких сконцентрированных
размышлений над конкретной ситуацией.
–Талантливый человек талантлив во всём.
Вы – вы с детства выступали в качестве артиста, играли в музыкальных группах,
почему всё-таки предпочли стезю музыкального продюсера?
– Я считаю, что каждый должен делать только то, что ему доставляет реальное
удовольствие. Я видел и вижу сейчас многих музыкантов, достигших каких-то
коммерческих успехов, но они уже не получают радости от своей работы и это
слышно в их музыке. Я же получаю удовольствие от общения с талантливыми людьми,
люблю им помогать, люблю достигать неких реальных результатов. И я заядлый
меломан, в день прослушиваю с десяток альбомов и столько же демозаписей от
молодых неизвестных музыкантов. И радуюсь, когда открываю нечто новое,
неожиданное. Хотя, крайнее время, это большая редкость.
– В феврале 2019 года первой
компании-дистрибьютеру музыки в России Бомба-Питер исполнилось 25 лет. Какие
главные достижения компании, судьбоносные моменты Вы можете назвать?
– Уже то, что мы существуем 25 лет, самое большое чудо. Практически не осталось
никого, с кем мы начинали, так как музыкальный бизнес в России по-прежнему
весьма сложный, непопулярный. У нас никогда не было инвесторов, мы ни разу не
получали помощи от государства и при этом создали несколько тысяч проектов,
выпустили более миллиона дисков и ещё больше кассет. А главное, за все эти годы
мы всегда были первыми: первый рок магазин в Питере, первые лауреаты
Международной ассоциации производителей фонограмм из России, первые
дистрибуторы цифровых записей в мировых витринах, и мы до сих пор придумываем
что-то новое.
– Расскажите о сайте oxota.bomba-piter.ru
– Этот промо сборник появился на свет ровно 20 лет назад, когда на какой-то
выставке в столице нам с моим коммерческим директором Артёмом Копыловым кто-то
предложил поставить треки артистов нашего каталога в какие-то московские промо
сборники, предназначенные для радио за 400 долларов! Нам показалось это неадекватно
дорого и мы уже через месяц выпустили свой первый сборник «Охота!», в который
включили никому тогда не известные группы Король и Шут, Кукрыниксы, Пилот и
прочие. С тех пор мы выпускаем сборник почти каждый месяц, включаем в него
новые треки от исполнителей со всего мира. Были и мексиканцы, норвежцы, финны,
немцы, поляки и прочие. Он крутится на независимых радиостанциях. Для его
реализации мы начали собирать взносы с групп только на шестом сборнике, так как
не каждый сборник нам открывал новую звезду, успех которой впоследствии мог бы
возместить затраты. Но с 2001 года этот взнос не меняется и составляет всего
3000 рублей за песню. Зато с 30-го выпуска он распространяется на всех мировых
витринах, по-прежнему выходя на физических компакт-дисках. Это весьма
отработанный и реальный ресурс мониторинга и продвижения новой музыки. И уже на
выходе 89-й выпуск, скоро будет сотый, юбилейный и я уже договорился со многими
звёздами, что они подарят по треку в него и я выпущу его двойным. Думаю, это
будет событие. На сегодня это единственный в мире промо сборник-долгожитель. И
он полностью независим, рентабелен и актуален до сих пор.
– С кем из музыкантов Вам было работать
приятнее всех? Вспомните необычные, смешные моменты из Вашей практики.
– Мне всегда приятно работать с музыкантами, которые горят изнутри, которым
есть что сказать. Ведь сама по себе музыка ничего не несёт, если нет внутри
самого исполнителя огня, который можно назвать харизмой. У меня нет и не было
любимчиков, я люблю сам момент работы, процесс, даже если результат не всегда
оправдывает ожидания. Я работал с великим композитором Андреем Павловичем
Петровым над практически всеми его альбомами, и он был очень интересным и
открытым партнёром, я работал с гением – Олегом Николаевичем Каравайчуком и при
всех сложностях, каждый момент нашего взаимодействия наполнял мою жизнь светом
новых открытий и наслаждения. Даже, когда мы ссорились! С рок музыкантами
работать проще, если они адекватны, так как зачастую их амбиции превышают их
реальные таланты. Но это проходит с возрастом, если не перерастает в
хроническую звёздную болезнь! Даже с Мишей Горшенёвым было проще, чем со многими
из его подражателей. Всё же у реального гения есть некая внутренняя
адекватность. Такие точно знают что им необходимо и не отвлекают на мелочные
разборы!
– На кого, по Вашему мнению, стоит
равняться в мире музыки молодым исполнителям?
– В первую очередь на себя, если нет внутри содержания, нет того огня, которым
просто необходимо поделиться, ты станешь хорошим ремесленником. Есть две важные
составляющие для полной самореализации, это талант и трудолюбие. Необходимо
много слушать, разбирать, стараться познать всю предыдущую культуру, это
позволяет увеличить палитру красок, разовьет интуитивное мышление. И в то же
время, не позволять вести себя модными течениями, так как в этом случае ты
остаёшься в кильватере новых тенденций, а не в авангарде. И совершенно не важно
в каком стиле ты работаешь, важно, что ты несёшь.
– Вы работали в качестве жюри на
десятках фестивалей. Первый Всероссийский фестиваль уличных музыкантов в музее
современного искусства АРТМУЗА не исключение. Какой по счёту раз Вы выступайте
в качестве жюри?
– Я работаю в жюри более 30 лет и реально подсчитать количество невозможно.
Мой принцип оценки всегда весьма прост: нравится/не нравится. Хотел бы я
услышать ещё раз эту песню или нет. Интересен мне этот музыкант, буду я
заходить к нему на страничку за новыми песнями или нет. Всё просто. Технические
огрехи исполнения можно исправить. Но если нет огня, то его не раздуть никакими
советами и рекомендациями. А тем более наградами и призами.
– В соц. сетях пишете, что любите кино,
чтение и путешествия. Как относитесь к искусству фотографии?
– Я к любому виду самовыражения отношусь с любопытством и уважением. И не
обязательно быть фотографом или музыкантом, чтобы любить наслаждаться этими
видами искусства. Но со временем приобретается опыт и вкус.
– Расскажите о съёмках в телесериале
«Приставы» и работе в фильме «В активном поиске».
– Как вы серьёзно подготовились к интервью! Даже я забыл об этих случаях в
своей биографии! Это были случайные приглашения от моих друзей режиссёров. Я
играл в школьной самодеятельности, был телеведущим и свободно себя чувствую
перед камерой, поэтому они меня и позвали. А играл я, насколько помню, самого
себя – музыкального продюсера! Даже слов никаких не заучивал, говорил своими
репликами по ходу сцены!
– Вы не раз говорили о необходимости
духовного развития и просветительской функции компаний, Вы работали с детьми в
пионерских лагерях, много времени посвятили культурно-массовой работе, сейчас,
насколько мне известно, также занимайтесь преподаванием. Может, в Вас пропадает
талант педагога?
– Не думаю, что во мне что-то «пропадает», так как я всегда занимаюсь только
тем, что меня волнует и интересует в данный момент. Я не несу никакого
просвещения, просто делюсь опытом, рассказываю случаи из практики. Что касается
пионерского детства, то я все 10 лет летом пропадал в пионерлагерях, всегда был
активистом, но без формального фанатизма, больше с хулиганским уклоном! То есть
для меня значение имели общечеловеческие понятия, а не красное знамя, галстук и
прочие атрибутики, которые завтра заменят на другие, а суть останется. После
армии я пять лет выезжал в летние пионерлагеря, даже в международные (в
Чехословакии) и мне нравилось общение с детьми. Но не как ментор-наставник, а
на равных, но с чуть большим жизненным опытом. Так же и с музыкантами. Я до сих
пор считаю себя стартапером для молодых, мне нравится момент поиска, совместных
экспериментов. Никогда не любил что-то делать одинаково. Даже домой всегда
стараюсь возвращаться разными дорожками, чтобы не было привыкания. Да и
неинтересно повторять что-то много раз, даже, если это приносит какие-то
финансовые результаты. Обычно я такие функции перекладываю на плечи сотрудников
и партнёров.
– В одном из интервью вы сравнили краудфандинговые платформы со строительством
храма. Как часто вы пользуйтесь такими инструментами, и для кого они будут
полезны?
– Я
несколько раз использовал краудфандинг и считаю это весьма интересным ресурсом
и в помощь интересным проектам, и в качестве медийного ресурса. И главное,
честным, так как если ты придумал нечто, что реально необходимо людям, они на
это откликнутся. Если ты, конечно, правильно им об этом расскажешь. Я бы многие
проекты делал через такой народный публичный мониторинг, вплоть до
строительства различных социальных и общественных зданий, общенародных
памятников и прочее. Необходимо вовлекать людей в такие проекты, чтобы они не
чувствовали, что за них кто-то что-то решает.
– Вы оказывали поддержку
благотворительным проектам. Готовы ли Вы и дальше поддерживать подобные мероприятия?
– Благотворительность, это нормально. Всякий раз, если я чувствую, что могу
чем-то помочь, я вписываюсь. И не стоит на это сильно обращать внимание. Я это
делаю из собственных эгоистических побуждений, просто мне так уютней жить.
Была одна история, по поводу которой мы чуть не поругались с Шевчуком. В начале
90-х мои пермские друзья выпустили благотворительный диск «Песни для Тани М.»,
который мы продавали, песни в него дали многие известные тогда рок группы, в том
числе и ДДТ. На эти деньги с помощью немецких спонсоров была построена клиника
для больных онкологией детишек в Перми. А лет 10 назад мои коллеги в Перми
вспомнили о героине этого проекта, девочке Тане Модиной, чей портрет был на
обложке. И оказалось, что она одна из немногих, кто выжил, но в юном возрасте
пристрастилась к наркотикам и сидит на зоне. Я рассказал эту историю Шевчуку,
на что он ответил, что добро иногда творит зло. А моё мнение было, что мы это
делали, в первую очередь, для себя, так как нам очень хотелось вместе сделать что-то
хорошее. И мы не в ответе за этот частный негативный результат. Тем более, что
из сотен вылечившихся детей, только «героиня» обложки пошла по наклонной
дорожке. Короче, я за то, чтобы люди помогали друг другу, если они имеют в себе
такую потребность. Не через пропаганду и уговоры. Только от сердца.
– Какие у Вас дальнейшие творческие и
жизненные планы?
– Жить, развиваться, совершенствоваться и наслаждаться! Проектов много, я в
таком возрасте, когда я могу выбирать только то, что мне интересно и делать всё
только с любовью. Обычно такие дела получаются. Если нет, я делаю выводы и иду
дальше!
Беседу вела Олеся Гудзь