Санкт-Петербург, 13 линия В. О., дом 70

Время работы: 11:00 — 22:00 ежедневно

ВХОД БЕСПЛАТНЫЙ

АРТМУЗА » Арт-блог » Олег Яхнин: о конкурсе, о современном искусстве и успехе

Олег Яхнин: о конкурсе, о современном искусстве и успехе

Олег Яхнин: о конкурсе "Муза должна работать", о современном искусстве и успехе


На протяжении 4 месяцев музей современного искусства АРТМУЗА провёл большую работу в рамках Всероссийского конкурса молодых художников «Муза должна работать» 2018-2019. Конкурс ежегодный и проводится АРТМУЗОЙ уже 5-ый год подряд. Участниками конкурса могли стать художники разного уровня в возрасте от 16 до 35 лет. И вот впереди финальный этап...

20 декабря, в 19:00, в АРТМУЗЕ состоится награждение призёров и победителей, а также открытие выставки работ финалистов - 72-х лучших молодых художников страны. Именно 20 декабря страна узнает имя молодого художника России № 1 2018 года.

В преддверии события, наш журналист Анна Алексашенко встретилась с главным членом жюри конкурса - Олегом Яхниным. 

Яхнин Олег – заслуженный художник РФ, член-корреспондент Академии Гуманитарных наук, заведующий кафедрой графики негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Института декоративно-прикладного искусства, профессор, Член правления Союза художников России в Санкт-Петербурге, автор проекта и руководитель Международного Триеннале Графики СПб.

________________________________________

В каком направлении движутся участники конкурса "Муза должна работать” из года в год?

С этим были трудности. Я отсматривал каждую работу: 20-ый, 30-ый, не мог никого отметить, а потом бац и что-то появилось, потом еще и еще. Но здорово, что так много заявок - 831! И чем хороши конкурсы - это то, что они открывают проблему состояния искусства сейчас. Там можно видеть, как реально обстоят дела, ведь участвовать может каждый. Есть замечательные работы, где видны интересные пластические и цветовые решения, и конечно-же, выделяются мастера. Их сразу видно, среди участников они есть.

Художнику обязательно учиться?

Здесь у меня достаточно точная и строгая позиция: обучаться надо, но это может и навредить, зависит от учителя. Это даёт определенные необходимые навыки и умения. Но есть такие одаренные люди, что как-то Бог наделил, они всё равно учатся, но другим способом: «насмотром». Они наблюдают и быстро схватывают. Я таких людей знал. Но они крайне редкие. Бывает, подчас «сверкнут» и исчезают.

Какие книги посоветуете нашим читателям?

Во-первых, это классические произведения. Например, Чехов: это потрясающий, совершенно удивительный мир человека, много чему можно поучится. Более современные – это Юрий Трифонов, Улицкая, много можно назвать. Я всегда обобщаю. Например, в философии нет единого философа. Надо смотреть и Ницше, и Канта, и Розанова, и Ильина, и Бердяева. Зачитаешься.

Кто из художников был для вас образцом в студенческие годы?

Я всегда говорю: «Чего-то одного единственного, чему поклоняешься, нет и никогда не бывает». Правда, я могу назвать Микеланджело. Это пример служения искусству, величина. Тут я никого не могу рядом поставить. У Микеланджело даже нет смысла выбирать работы, там пример целиком. Это уже даже не человек, это что-то невероятное, что создано в искусстве. Вообще, у меня много разных кумиров: в отечественной и заграничной живописи, в скульптуре, графике, картине. Это старые, и современные, учителя и ученики. Искусство не бывает единым, оно разнообразно. 

Есть фильм «Полночь в Париже», где главный герой попадает в прошлое, в ту эпоху, которая ему больше всего нравилась. А у вас есть такая эпоха?

Мне нравится эпоха 19 века, особенно конец. Это по отношению к искусству. А если сравнивать, то я бы сейчас отстегнул 40 лет назад, когда я был счастливый, молодой, когда было потрясающее искусство, но это уже прошло. Сейчас другие времена и условия, все иначе. Но любой человек хотел бы вернуться в свою молодость. Например, моя замечательная жена, филолог, всегда говорит: «Как я хочу попасть в 50-е годы и 60-е». Ей очень хочется это все увидеть, но она там не жила, она не знает. 

А с каким человеком из истории вы бы провели день?

Я бы провел день с человеком скрюченным, с горящими глазами, энергичным, с кисточкой в руках и с резцом - это был бы Микеланджело Буонаротти. 

Возможно ли появление такого человека в наше время?

Дело в том, что сейчас совершенно другие условия: возможно появление творцов другого плана. На данный момент в искусстве нет развития: больше зрелищ, перфомансов, развлечений, всё настроено на это. Но искусство не выигрывает от этого. А вот возникновение крупной серьёзной личности возможно, например, в науке. Она сейчас очень бурно развивается. Или в политике. 

У вас бывает творческий кризис? Если да, то как вы справляетесь?

Да, у творческих людей возникают такие моменты, потому что процесс создания требует много затрат умственной и физической энергии. Когда-то я занимался спортом:  был шестикратным чемпионом Приморского края и мастером спорта по классической борьбе. Но когда я поступил в академию, обучение забрало меня целиком и полностью, и я решил тренироваться не профессионально, а самостоятельно. Я и сейчас продолжаю: хожу в фитнес-клуб, бегаю, плаваю, катаюсь на велосипеде. Это очень помогает физически. А вот духовно, чтобы шла положительная жизненная химическая реакция, то это когда в доме всё в порядке. Сейчас у меня, слава Богу, всё хорошо: мастерские, дом, рядом любимая жена, дети. Для меня главное, чтобы были физические силы для создания произведений и благоприятные условия. Но это всё должно приходить постепенно: я 11 лет жил в общежитии и это была серьёзная наука: дисциплина и условия, которые терпишь и можешь перетерпеть. 

В каких направлениях работают ваши студенты из Института Декоративно-прикладного искусства после учёбы?

У каждого есть свои наклонности. Одна ученица шьёт платья, другая работает в направлении экслибриса (книжный знак, удостоверяющий владельца книги. Наклеивается или проставляется печатью на левый форзац, - прим. "Сарафана"). Это направление сейчас очень развивается, устраиваются мировые конгрессы. Этим летом был конгресс в Праге, следующий будет уже в Великобритании. Это хорошо оплачивается, много заказов. Также мои ученики работают с иллюстрацией книг, в печатной графике. 

Вы много путешествуете. Какая страна, город нравится больше всего?

Надо сказать, периодами: когда-то давно меня очень тянуло в Бремен, в Западную Германию. Я там часто бывал. И в Париж. А сейчас, в основном – это Китай. У нас тесные взаимодействия в художественной сфере, часто там бываю, езжу туда больше 20-ти лет. В Китае очень любят искусство. 10 декабря в Пекине открылась моя персональная выставка. В основном я езжу в Харбин. У меня там друзья, и мы делаем большой проект, но это пока секрет. 

Какой главный секрет вашего успеха?

Конечно-же, это работать и делать. Первый мой успех был давно, полвека назад, а сейчас всё по-разному: где-то так, где-то иначе. А самый главный мой успех – это то, что я до сих пор занимаюсь своим любимым делом и могу этим заниматься. 

Фихте задумывался о вопросе цели ученого. А как по-вашему, в чём заключается цель художника и его предназначение?

Как у любого творца, цель – это творить, создавать свой мир, воплощать свои идеи в жизнь. И это даже не потому, что хочется какого-то бессмертия, признания, а это просто уже конституция такая, деление организма, что надо. Иначе просто жить бессмысленно.

________________________________________

Анна Алексашенко

Отдельная благодарность - "Сарафан" (новости-анонсы-пряники)