Санкт-Петербург, 13 линия В. О., дом 70

Время работы: 11:00 — 22:00 ежедневно

ВХОД БЕСПЛАТНЫЙ

АРТМУЗА » Арт-блог » Наш тёмный сад

Наш тёмный сад

Быстро преодолев три ступеньки, распахиваю дверь и оказываюсь в месте, наполненном творчеством. На первом этаже вижу различные панорамы улиц, домов, дворцов, мостов... Они выглядят красиво и невероятно реалистично. Прохожу налево и поднимаюсь на третий этаж. Там нахожу несколько природных и городских пейзажей.

За мной, словно по пятам, следует некая девушка. Кажется, это случайность, ведь она увлечённо смотрит по сторонам и даже не замечает меня. Мимо нас мелькают горы, моря, машины, большие здания и маленькие домики. Они прекрасны, но, безусловно, обычны. Ничто не поражает меня, пока я не оказываюсь в таинственном, необычном, даже мистическом саду.

– Как Вы думаете, что хотела передать художница в этой картине?

Обернувшись на голос, вижу, что девушка, прошедшая со мной все выставки в галерее, обращается ко мне.

– Я совсем не разбираюсь в картинах, – продолжила она. – Давно хотела побывать в «АРТМУЗЕ», но выбралась только сейчас. Меня, кстати, Вероника зовут. А вас? – девушка приветливо улыбнулась.

– Марина, – ответно улыбнувшись, представилась я. – Почему выбрались только сейчас? Отпуск?

Вспомнив, что выставка, на которой мы сейчас находимся, проходит с 3 ноября по 17 декабря, я отмела эту мысль. Всё же странное время для отпуска…

– В данный момент я безработная, – рассмеялась Вероника.

Как печально, что иногда лишь безработица приводит нас на выставки картин. Хорошо, что эта выставка бесплатная.

– Сожалею, – ответила я. – Но есть ведь и плюс: ваша давняя мечта осуществилась!

– Да, и я этому рада, – улыбнулась девушка. – Так что Вы думаете о картинах Альбины Буниной? Лично у меня сначала возникли ассоциации с «Тёмными аллеями» Бунина, но сейчас понимаю, что фамилия – лишь совпадение, и по атмосфере картины напоминают больше Кафку, нежели Бунина.

– Вот как? – удивилась я. – Возможно. Так же пугающе странно, но очень глубоко по смыслу?

– Да, – согласилась Вероника. – Чувствуется направленность на внутренний мир человека.

Я посмотрела на картину «Наш Тёмный сад», о которой изначально спрашивала девушка. Среди растений был разрезанный плод, внутри которого, словно в утробе матери, лежал второй «плод» – ребёнок. Символично. Будто… Некий внутренний мир.

 


Оглядевшись, осмотрела другие картины. Их обитатели: насекомые, личинки, растения, – казались объёмными и живыми. Создавалось странное чувство, словно они смотрят вглубь меня.

– Посмотрите, как многослойно! – воскликнула Вероника.

Я подошла к ней, привлечённая необычной репликой. Передо мной висела картина «Холонавт», на которой в бутонах цветов скрывались люди, волосы одной девушки сплетались с растениями, а сквозь эти элементы произведения проходили таинственные геометрические фигуры, прибавляющие картине ещё большую сюрреалистичность.

– Слово «Холонавт» напоминает «космонавт», а бутоны – планеты в космосе! – поделилась девушка своими ассоциациями.

Действительно, что-то схожее с космосом есть. Мне даже показалось, что я разглядела звёзды и чёрные дыры, но слово «холонавт» определённо не

было связано с космосом. Посмотрев в интернете истинное значение слова, я поспешила поделиться им с Вероникой:

– Холонавт (Holonavt) – человек, осознанно входящий в необычные (холотропные) состояния сознания (или по-другому вглубь сознания) за исцелением и вдохновением.

– Значит, эта картина иллюстрирует погружение человека в глубины сознания? – удивилась девушка.

– Возможно, – согласилась я, но моё внимание было уже захвачено другой картиной.

«Вечер» – так гласило название. С минуту мне казалось, что здесь изображена просто чёрная маска, окружённая растениями, но потом я уловила более глубокий смысл.

– Посмотрите на эту картину, – обратилась я к Веронике, – кажется, чёрная маска – это маска из лжи, которую мы, люди, носим изо дня в день. Мы сохраняем нужный образ перед другими, чтобы не потерять лицо, но правда в том, что в каждом из нас живёт светлая сторона (жёлтые растения) и тёмная (фиолетовые растения). И лишь вечером, когда мы остаёмся наедине с собой, наши мысли наконец выходят наружу. Неважно, светлые или тёмные, они разрушают лживую маску. Только тогда мы становимся самими собой.

Девушка осталась стоять в раздумьях, а я поспешила к следующей картине. На ней лотосы были разрезаны поперёк бутона, а внутри них скрывалось нечто странное, похожее на личинки. Это произведение «Лотос» напомнило мне картину в начале выставки – «Чёрные кувшинки», а также ещё несколько других работ автора, на которых растения представали в каком-то ужасном, пугающем виде. Словно художница хотела показать, что даже в том, что мы воспринимаем, как априори прекрасное, есть тёмная сторона. А ведь правда… Во всём в мире есть тьма и свет, ведь без этого не будет баланса.

Мой взгляд упал на картину «Зеркало», которая иллюстрировала человека с чёрными руками, но светлым туловищем, внутри которого там, где должно быть сердце, оплетённый, спутанный белыми лоскутами, как паутиной или бинтами, находился маленький человек… Или даже ребёнок? Возможно, это произведение о том, что даже внутри самого тёмного человека скрывается свет. А может, картина – зеркало, посмотрев в которое, каждый увидит некую часть себя.
– «Тёмная сторона сада» заставляет глубоко погрузиться в себя, – задумчиво произнесла Вероника, и я не могла с ней не согласиться. Наверное, именно это художница хотела изобразить в «Погружении».

Если приглядеться, можно обнаружить во многих картинах схожие элементы: растения, насекомые, личинки, маски, прозрачные геометрические фигуры, иероглифы и таинственные письмена, напоминающие мифы и сказки. Всё это создаёт глубокие, продуманные, многослойные картины, которые, без сомнения, имеют общую мысль и историю. Здесь тьма и свет, пугающее и прекрасное переплетаются между собой.

– Вы догадались, – поинтересовалась Вероника, – почему выставка называется «Тёмная сторона сада»?

Я посмотрела на девушку и задала встречный вопрос:

– А Вы?

– Полагаю, да. Думаю, каждый, кто посмотрит вглубь, сможет найти для себя ответ.

Вероника распрощалась со мной, а я в последний раз посмотрела на центральную картину выставки – «Невидимый». С одной стороны человек, с другой – хамелеон, и оба сливаются с окружающей средой. Но невидимы ли они? Думаю, в этом и кроется одна из основных мыслей «Тёмной стороны сада»: во всём есть тьма и свет, поэтому как бы мы ни скрывали свою истинную суть, она всё равно когда-нибудь выйдет наружу. Но будет суть тёмной или светлой, это уже решать лишь нам самим.

Марина Дербина