Песочная анимация Катерины Барсуковой
Одним из главных достоинств Артмузы являются резиденты. В огромном творческом пространстве собрались представители разных направлений от творческих студий для детей и взрослых, шоу-румов дизайнерской одежды, до мастерских художников.
Катерина Барсукова занимается удивительной техникой рисования – песочной анимацией: «Для меня песочная анимация - это магия света и тени, это способ познания и себя, и таинственного, быстроизменяющегося окружающего мира, с которым я соприкасаюсь каждый день как с новым метафизическим опытом. С помощью песка можно легко трансформировать образы, создавать новых персонажей, декорации и даже целые миры. И каждое прикосновение неповторимо, как неповторима и многогранна каждая песчинка».
Катерина закончила Санкт-Петербургское художественное училище им. Н. К. Рериха отделение живописи в 2009 году и поступила в Санкт-Петербургскую Академию Художеств им. И. Е. Репина на специальность искусствовед. С 2010 года начала заниматься песочной анимацией. Сейчас в этом жанре ведет активную концертную деятельность в России и Европе, создает спектакли, анимационные фильмы, рекламные видео, иллюстрации и песочную графику.
Художница находится в
непрерывном развитии и трансформации стиля «лирический символизм». В ее работах можно встретить
хрупкий мир природы, интерес к философии и психологии, познание быстро
изменчивой окружающей действительности. Постоянно экспериментирует с техниками
и материалами.
Катерина рассказала, что ее привлекло в песочной анимации, как этому можно
научиться и где ее можно увидеть.
Чем так увлекла
песочная анимация, что Вы оставили живопись и переключили свое внимание на
совершенно другую технику?
Катерина Барсукова: «Я не считаю, что оставила
живопись. Я до сих пор пишу этюды гуашью и делаю зарисовки, только реже, чем раньше. Основное количество времени
занято развитием себя в песочной анимации. Примерно 9 лет
назад я увидела анимационные фильмы, нарисованные песком. Это направление искусства полностью завладело
мной. Чтобы красиво рисовать песком, необходимо хорошо рисовать на бумаге
карандашом. Прежде чем приступить к рисованию на песочном столе, я делаю
подготовительные наброски и зарисовки.
В песочной анимации соединилось все, чем мне хотелось в жизни заниматься: театр, рисование, режиссура и даже танец! Именно танец! Так как руки художника исполняют свою «песочную хореографию» согласно музыке».
Можно ли научиться песочной анимации самостоятельно или требуется специальное обучение?
Катерина Барсукова: «Все индивидуально. Кому-то нужно обучаться у конкретных педагогов, а кто-то предпочитает самостоятельное обучение но, пока, в ВУЗах не преподают это направление искусства, так как оно очень молодое. Но такая необходимость в обучении уже существует у многих художников. Также нет и профессиональной критики этого жанра. Я могу лишь сказать про свой опыт: я обучалась самостоятельно. Пробовала, экспериментировала, общалась с другими художниками песочной анимации. Поиск и развитие продолжаются и будут продолжаться. Каждый день происходят новые удивительные открытия.»
В спектаклях Вы сами выстраиваете концепцию рисунков исходя из музыки?
Катерина Барсукова: «В спектаклях у нас задействована целая команда: режиссёр, актеры, костюмеры, сценографы, работники света и звука, технические работники сцены. Важно понимать, что есть формат спектакля, а есть формат концерта. Полноценные спектакли мы выстраиваем с режиссёром. Обсуждаем с ним общую концепцию постановки и песочной анимации в том числе. Прежде чем приступить к исполнению проекта, я кропотливо изучаю материал над которым работаю. Всегда к спектаклям я сама подбираю музыкальное сопровождение. Так как никто лучше кроме самого художника песочной анимации это не сможет сделать. Необходимо определенное количество музыки соответствующего настроения под определенный визуальный фрагмент.
А вот концерты с симфоническими оркестрами проходят иначе. Отправной точкой является музыка. И уже от музыки я выстраиваю сюжет и изображение. Чаще всего здесь я справляюсь без режиссера. Режиссирую всё сама, сама придумываю себе сценический образ, и полностью готовлю всю визуальную составляющую концерта.
Расскажите о наиболее интересных проектах сейчас и что планируется в будущем?
Катерина Барсукова: «Буквально неделю назад в Ницце на музыкальном фестивале «Cpasclassique» прошла мировая премьера концерта на музыку И. Стравинского «Пульчинелла» с Каннским региональным симфоническим оркестром, приглашенным участником которого мне посчастливилось стать. Помимо песочной анимации я использовала театр теней. И это было оправдано согласно концепции. Для концерта №2 для скрипки С. Прокофьева совместно с Дмитрием Махтиным мной были созданы песочные декорации (https://www.youtube.com/watch?v=J1ECmk5LCE0 )
В Санкт-Петербурге совсем скоро состоится спектакль «Сказка о рыбаке и рыбке» в Филармонии для детей и юношества. Этот спектакль идёт уже 3 года и уникален тем, что я там впервые рисую на трёх песочных столах в зависимости от развития сюжета в сопровождении симфонического оркестра Филармонии и игры актёров.
В Академическом зале Санкт-Петербургской Капеллы
пройдёт мой авторский спектакль по сказке О.Уайльда «Звёздный мальчик» , где для
спектакля создан специальный песочный стол с двумя поверхностями: светящейся и
чёрным стеклом, на котором я рисую белым песком. В этом спектакле я не только
придумала песочную анимацию, но и также нарисовала всю сценографию. Помимо
песочной анимации мы используем фрагменты видео-арта, живую музыку вибрафона в
исполнении Павла Чижика и художественное чтение актера Сергея Сафронова. Эти
спектакли будут интересны как детям, так и взрослым.
В декабре у меня планируется концерт в Геликон опере в Москве.
А в январе состоится концерт в Пскове с
областным симфоническими оркестром под музыку П.И.Чайковского «Спящая
красавица».
Затем будут гастроли в Европе с симфоническими оркестрами. Афишу моих выступлений, новую песочную графику и видео можно всегда посмотреть на моём сайте или подписаться на мои соцсети, где также есть предстоящие выступления и процесс работы над проектами».
Подготовила Арина Деревесникова