Санкт-Петербург, 13 линия В. О., дом 70

Время работы: 11:00 — 22:00 ежедневно

ВХОД БЕСПЛАТНЫЙ

АРТМУЗА » Арт-блог » Елена Богданова. Почувствуй и полюби собственное тело через фотографию

Елена Богданова. Почувствуй и полюби собственное тело через фотографию

Рубрика #АРТМУЗА_художники

Елена, расскажите, в нескольких предложениях, как Вы пришли к фотографии? Это было детское увлечение или появилось позже? 

С юного возраста меня интересовала именно фотография как один из видов искусства. К живописи я всегда относилась уважительно, восхищалась мастерством художников, но эмоционально меня больше трогала фотография. В какой-то момент я почувствовала, что хочу начать фотографировать, а, начав, поняла, что не могу не фотографировать. Сейчас фотография- часть моей жизни и я не представляю ее без этого. 

Сейчас многие считают, что взял в руки камеру – и ты уже фотограф. Так ли это?  

Если у человека врожденный талант, то такое возможно, но это большая редкость и таких людей единицы. По моему скромному мнению, чтобы стать фотографом, нужно понимать, какую именно камеру взять в руки, какие настройки в ней установить, какой объектив прикрутить,  какой свет использовать, для того, чтобы реализовать свои идеи и художественные замыслы, которые, по умолчанию, должны сочетаться с сильным желанием их воплотить. 

В стенах кластера «Артмуза» вы выставили свои работы. Выставка называется «Asana». Что это такое? Почему именно такое название?  

Асана- слово, обозначающее позы в йоге, а согласно одному из определений - пребывание в своей истинной форме.  На каждой фотографии запечатлена та или иная асана. Выставляемые здесь работы умышленно просты, лаконичны, некоторые даже аскетичны, и я решила, что название данного проекта должно соответствовать работам, поэтому остановилась на самом очевидном варианте - ASANA. 


Какую основную идею вы хотите донести через ваши работы? 

Идея крайне проста - продемонстрировать гармонию, природную красоту, напомнить об истине. 

Обращаясь к йоге, в частности к асанам, можно сказать, что они помогают почувствовать и полюбить собственное тело, восстановить гармонию тела и души, которую мы сегодня неизбежно теряем. Движение происходит от внутренней гармонии к внешней, но в конечном итоге, появляется понимание, что нет деления на внутреннее и внешнее, а есть единая абсолютная гармония.  

Я верю в силу визуализации и в то, что созерцание гармонии в любом ее проявлении оказывает позитивное влияние и генерирует положительную энергию. На каждой фотографии запечатлена та или иная асана, отражено таинство обращения внутрь себя, постижения себя в мире и мира в себе. От этих фотографий каждый получит то, что ему нужно именно в данный момент: кто-то просто обратит внимание на красоту линий тела, перекликающихся с линиями окружающего мира, кто-то почувствует энергетику, а кто-то, возможно, начнёт прислушиваться к себе и захочет дальше двигаться в этом направлении.  

На ваших работах, как вы рассказывали, ваши друзья и коллеги. Как так получилось, что они стали моделями вашего проекта?  

Мне не очень нравится слово модель, особенно в контексте данного проекта, поэтому позволю себе использовать слово "герой".  Герои моего проекта ASANA,  действительно, мои друзья. Кто-то является преподавателем йоги, кто-то - просто практикующий йогу человек, - такой же, как я сама.  Мои герои - это люди из моей жизни, именно наблюдая за ними во время практики йоги в той или иной асане, мне захотелось запечатлеть этот момент- момент пребывания в своей истинной форме. 

Важно отметить, что помимо героев в кадре, есть герои за кадром - друзья, которые были моими ассистентами и потратили много времени на подготовительные мероприятия, предшествующие самой съемке.  
С вашего позволения, мне хотелось бы перечислить имена моих героев, тем самым еще раз выразив им свою признательность за интерес к моим фотоэкспериментам, доброе отношение ко мне и участие в данном проекте. Мои герои: Наташа Зотова, Миша Поморов, Илга Разыграева, Костя Астапов, Серж Горьков, Таня Борисенко, Дина Мустафина.

Есть ли у Вас образ идеальной модели для съемок? 

Для каждого проекта нужны разные образы и модели, говорить о каком-то едином идеальном образе достаточно сложно. Могу сказать одно- какие бы задачи ни стояли для конкретной съемки, для меня крайне важен психологический аспект при работе с людьми. Фотография человека- достаточно интимный процесс, базирующийся на обоюдном доверии. Возвращаясь к проекту ASANA, могу сказать, что его воплощение произошло, в большей степени, благодаря полному контакту и взаимопониманию между фотографом и моделью.  

На фотографиях – модели в позах из йоги. Они занимаются йогой или вы подсказывали им, какую необходимо сделать? 

Я хотела, чтобы работы были аутентичными, и от этого более эмоциональными, поэтому каждый герой фотографии практикует йогу, либо медитацию, для каждого героя пребывание в асанах- это его обычная практика. Что касается асан на фотографиях, в каких-то случаях - это мой личный выбор, в каких-то- наше совместное с моими дорогими героями-йогами решение. 

Расскажите, как родился вот этот кадр? Что это за фон такой? Где лежит девушка? Это природа или помещение? Все, что можете сказать об этом кадре… 

 Название асаны, запечатленной на фото - Супта Паванамуктасана или Поза, освобождающая ветер. Эта асана успокаивает, дает отдых уму и телу. Мне хотелось, чтобы на фотографии ощущалось это спокойствие и расслабление, хотелось избежать конкретики, создать эфемерность и иллюзорность, чтобы у зрителя была возможность проявить фантазию и представить себе все, что ему угодно. Ввиду моей огромной симпатии к творческому кластеру АРТМУЗА я открою секрет технической реализации этого кадра. Съемка проводилась в студии, в черной циклораме- комнате с черными полом, потолком и стенами. Между источником света и стеной помещена ветка дерева, что позволило получить тень на освещенной части стены. При съемке использовался источник жесткого света для контрастного выделения модели и создания бликов на определенной части стены. Мои ассоциации таковы: девушка, освещенная лунным светом, лежит на берегу озера под ветвями дерева, и это все есть сон, расслабление и успокоение.



Ваша любимая работа из выставки «Asana». И почему?  

Мне дороги все работы этого проекта, но я могу выделить две, которые я воспринимаю более эмоционально.

На первой фотографии запечатлена Баласана или Поза ребенка. На меня эта асана всегда оказывала сильное эмоциональное воздействие. Я вижу в ней столько беззащитности и одновременно защищенности. Она демонстрирует мне некую гармонию мира- пока мы дети, мы беззащитны, но находимся под защитой взрослых, и это работает как в мире людей, так и в мире животных, - это механизм, придуманный самой природой - защита более слабых более сильными. 

На второй фотографии- Чакрасана или Поза колеса, точнее вход в нее. Этот кадр был сделан во время надвигающейся бури.  Я переживала, что в любой момент придется прервать съемку, но в итоге штормовой ветер в сочетании с движением героя в кадре придал динамичность фотографии, наполнил ее жизнью. Изначально этот кадр задумывался как статическая Поза колеса, но я успела сделать один кадр во время входа героя в эту асану , так как меня поразила красота движения. В результате я получила очень эмоциональную для меня фотографию - также как колесо символизирует постоянное движение и при этом постоянное возвращение в исходную точку, так и движение тела в кадре к земле, к корням символизирует возвращение к истокам, к своей природе.

Я знаю, что сейчас занятия йогой набирают обороты. Становится модно ходить в подобные «кружки». Так ли это? Что думаете по этому поводу? 

Действительно, йога и ЗОЖ сейчас в тренде. Конечно, хотелось бы, чтобы в йогу и подобные практики люди приходили не под влиянием моды, а более осознанно, чтобы преподавателями йоги становились только настоящие профессионалы, но если мыслить глобально, то я считаю йогу неплохой "модной" тенденцией. Я думаю, что даже если человек придет в йогу под влиянием моды, то есть шанс, что он получит что-то полезное для себя, а возможно даже станет осознанным практиком. Мне очень нравится высказывание по поводу йоги Б.К.С.Айенгара- величайшего Йогина современности и основателя йоги-айенгара: "Йога дает каждому свое: кто-то сможет самостоятельно завязать шнурки в 80 лет, а кто-то постигнет смысл жизни". 

Расскажите о проектах, которые сейчас ведёте или недавно закончили или о тех, которые планируются.  

Совсем недавно я закончила проект исландских фотографий. Мне посчастливилось совершить путешествие по Исландии с группой бывалых путешественников, благодаря которым мне удалось побывать в самых живописных уголках этой удивительной страны, поразившей меня своими неземными красками, потрясающей геометрией и игрой света и тени.  Обычно я предпочитаю выбирать единое цветовое решение для каждой серии, но в случае исландских фотографий я не смогла отдать предпочтение какому-то одному варианту, и  решила не идти на компромисс, а показать Исландию как в цвете, так и в черно-белой геометрии, так появился проект под названием "Исландия без компромиссов". Есть мысли, подкрепленные пожеланиями видевших эти фотографии людей, оформить данный проект выставкой. 

Есть уже идеи и для новых проектов. Зачастую эти идеи связаны тем, что происходит в моей жизни. Не так давно я начала серьезно заниматься плаванием. Мне нравится исследовать ощущения собственного тела в воде, наблюдать других людей в водном пространстве. Все это навело меня на мысль о создании серии работ, посвященных  человеку и воде. Мне кажется это будет проект, схожий по концепции с нынешним. Вода- стихия жизни: в воде мы находимся в утробе матери до рождения, из воды состоим мы сами. Мне было бы интересно показать линии человеческого тела в воде, его единение с этой стихией, тем более для этого мне придется освоить технику подводной съемки, а я люблю все новое.  

Какие у Вас жизненные приоритеты? На что и кого ориентируетесь? Что для Вас важно на сегодняшний день?  

Мои жизненные приоритеты очень просты и по сути своей они перекликаются с принципами философии йоги: движение вперед, развитие, познания себя (мира), сохранение гармонии. 

Совет мастера тем, кто хочет взять камеру в руки и снимать.  

Если вы действительно хотите взять камеру в руки и снимать, то берите ее поскорее и начинайте действовать - изучать, практиковать, фантазировать, наблюдать. В фотографии, как в йоге, и как в жизни,  важна практика. Практикуйте и в какой-то момент количество перейдет в качество.  Изучайте фототехнику и технику съемки, используйте ручные настройки камеры, - пусть никакие технические аспекты не ограничат вас в реализации ваших творческих задумок!