Санкт-Петербург, 13 линия В. О., дом 70-72

Время работы: 11:00 — 22:00 ежедневно

ВХОД СВОБОДНЫЙ

×закрыть

Наши партнеры

НАШИ РЕЗИДЕНТЫ

Рыбы, башни и жизненная философия Сергея Феденко

КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ

 

Здравствуйте, Сергей. Расскажите, как вы впервые прикоснулись к рисунку? Что вас привело к живописи?

 

Дед

Всё очень просто. Я начал рисовать очень рано. И…Начал рисовать под столом. Он был накрыт скатертью и стоял в гостиной. И, чтобы мне никто не мешал, я залазал под  эту скатерть и рисовал на изнаночной стороне крышки стола. Так появилась моя первая картина.

Когда дедушка увидел мое творение, то взял меня за руку и отвёл в студию. В советское время были такие студии при заводах, назывались «Дома культуры». Там занимались люди, не имеющие отношение к искусству, однако преподавали профессионалы: давали теорию и учили рисовать профессионально. Поэтому многие учащиеся, в большинстве своём – рабочие, уже на высоком уровне делали выставки. И тогда, будучи маленьким ребёнком, я был поглощён собственным любопытством и понял, что хочу заниматься этим (рисованием) всю жизнь. Это был толчок.

 

Учёба троекратно!

Затем я успешно закончил художественную школу в  Днепропетровске на Украине. Там же поступил в художественное училище, где получил свой  первый  диплом с уклоном на преподавание – «Преподаватель черчения и рисования». Сам факультет назывался «Живописно-педагогический», где всё в одном флаконе: нас учили всему – и писать и преподавать. Но почему? Педагоги у нас были из петербургской Академии Художеств, поэтому можно сказать, что образование у меня было академическое.

Когда я приехал  в Петербург, то хотел поступить в Академию Художеств, но у меня было мало времени на подготовку. Я попросил своего друга, студента Института Кинематографии, мне помочь. Он привел меня в свой институт, чтобы показать, какие направления ещё существуют. Я посмотрел, как их учат – испугался. Во-первых, когда друг пролистал свою книжку, там были такие примеры – высшая математика, сложнейшее черчение…Во-вторых,  поступить было очень сложно: конкурс был бешеный на специальность «Художник-постановщик». В общем мой друг рассказал мне о Мухинском училище, и мы пошли туда. В училище у меня приняли документы с первого раза, и я поступил.

Начал учиться. А факультет был у меня очень странного названия – до сих пор все удивляются – «Дизайнер-исследователь». Он был основан на базе японской школы, которая идёт больше от ФИЛОСОФИИ дизайна. Сначала мы разбирали, кому  и зачем это нужно, а потом уже – предмет.  Поэтому наша профессия росла, прежде всего, из аналитического дизайна. Мы не рисовали машины, чашки, ложки – для нас была актуальна аналитическая работа, мы практиковали мозговые штурмы, нас научили думать. Параллельно я делал свою первую студенческую выставку в 1988 году, достаточно тяжеловатое время для нашей страны.

 

 

«Ночи проходили на сцене Мариинского театра, понимаешь? Но это было очень интересно!»

 

Как я вообще начал профессиональную выставочную деятельность?

Она длится до сих пор. Но начинал я  выставлять картины ещё в студенческие годы, когда и речи ни о каких деньгах и не было, поэтому люди приносили душевные продукты. Не было задачи что-то продать, потому что это было нереально в то время, по этой причине выставки были очень крутые. Более того – к нам приходили довольно значимые и знаменитые люди, например, искусствовед Боровский: было интересно посмотреть, какие современные художники придут на смену нынешнему поколению.

После окончания ВУЗа я перешёл на вольные хлеба и работал по найму. В то время любая работа была важной и ценилась. Мы оформляли участки, руководителями были лучшие архитекторы из Москвы. Дальше мне пришлось поработать в Мариинском театре с 1998 года по найму, без трудовой книжки, «художник-бутафор» - полное оформление спектаклей  таких как: «Щелкунчик», «Макбет» и авангардные постановки, с которыми приезжали известные художники-постановщики из Италии, Штатов, Франции. Интенсивная и очень интересная работа была. Тогда театр расшевелился, были финансовые поступления.

Ночи проходили на сцене Мариинского театра, понимаешь? Но это было очень интересно.

 

То есть вы творили ночами?

Да, выкрасили всю стенку Мариинского театра в чёрный цвет. Это произошло по воле английской бабушки, которая была художником-постановщиком. Ещё я делал очень много росписей в городе: одна – на Невском, другая – на Марата, там, где Океанариум. Это были халтуры, но всё равно это вещи, которые я делал творчески, мне никто не мешал. Я не боюсь масштабов работ: да хоть от 500 метров до нескольких сантиметров, но уже зрение не то, поэтому выбираю формат 1-2 метра.

 

А где вы берёте вдохновение? – Только любовь.

 

А где вы берёте вдохновение? Или же нужно вырабатывать в себе дисциплину и просто рисовать каждый день?

Только любовь. А дисциплина – она сама собой, понимаешь? Если человек любит своё дело, он просто встаёт, живёт этим и работает. Всё начинается с любви. Если у тебя есть то, что ты любишь, ты можешь забыть обо всём, всё остальное само собой придёт. Если этого нет, ты можешь научиться рисовать по клеточкам всё что угодно – Шишкина «Лес» и прочее, но это уже будет технический вариант.

Есть художники, которые копируют, и их нужно уважать за то, что они трудятся. Это нельзя сравнивать с заводом: нужно знать технологию живописи и прочее, то есть – быть профессором в этой сфере.

 

Существует мнение, что если до 15 лет ребёнка именно учат рисовать, то он будет писать шаблонно, так и не сумев создать собственный стиль. Это правда или миф?

Неправда. Всё зависит от педагога: если он любит своё дело, знает психологию преподавания и знает, как это связать – всё получится. Можно учить ребёнка, например, с 3-ёх лет так, что в 15 он уже будет академиком: фундамент заложен, и тут уже ребёнку следует самому выбирать пути развития.  А ещё – человека нужно вовремя отпустить, нельзя держать его в рамках, нужно самому искать и много всего пробовать. Вот, например, в Италии. Раньше художники ходили друг к другу и перенимали опыт, говоря что-то вроде: «Слушай, круто! А я так не умею.»

Бывает, что ученик превосходит своего учителя, который вдруг начинает завидовать. Но если человек мудрый, то он знает, что этот ученик прославит его самого. Так получилось с Леонардо да Винчи.

 

«…чтобы действительно что-то понимать в искусстве и в жизни в общем, нужно заниматься самообразованием, и Петербург для этого – идеальное место. Даже если у тебя нет денег.»

 

Какова основная философия вашей выставки ?

Простая – это творчество. Творчество в виде поиска. Здесь нет конечной идеи, чего-то глобального. Здесь идёт аналитический внутренний поиск. Что-то ближе к детству и радости.

А вообще мне нравится быть разным. Ведь мы знаем, что каждый день – это новая жизнь. Но конкретно в этой выставке мне хочется подарить радость.

Знаешь, бывает так: знаменитые сатирики в реальной жизни закрытые и очень мрачные, так же и с художниками бывает. Поэтому то, что делает художник – это всё тайна. Ещё творческому человеку нужно понять , для чего он работает для плюса или для минуса – чем он заражает публику: уйдёт человек плача и запив где-нибудь в подворотне или же вдохновится и будет улыбаться. То, что художник показывает, это его лицо.

Также нужно уметь быть зрителем чьего-то творчества, потому что своё творчество ты оценить не можешь объективно. Иногда смотришь на свои работы и думаешь «Вот это крутяк! Ну ваще!» И, конечно, чтобы действительно что-то понимать в искусстве и в жизни в общем, нужно заниматься самообразованием, и Петербург для этого – идеальное место. Даже если у тебя нет денег.

 

Как вы оцениваете произведения? Нравится – не нравится? Или есть определённые критерии?

Критерии простые – это душа. Она наш навигатор. Есть разумное и душевное. И когда сходятся воедино эти два компонента, тогда и появляется гармония.

Нужно всегда развивать себя, эстетический вкус. Мы все учащиеся, я учащийся. Нужно тормошить мозги.

 

Что бы вы пожелали зрителю выставки «Рыбы из башни»?

Очень надеюсь, что хотя бы одна из моих работ принесёт кому-то радость. В нынешнее время это самое главное, ни какой-то там восторг. Чтобы человек забыл о плохом.

У меня есть идея организовать мастер-классы в Артмузе.

 

«Вот приходят ко мне бабушка с внучкой, мы садимся втроём и рисуем. Радуемся – офигенно!»

 

Для профессионалов?  Для всех.

А если человек совсем рисовать не умеет? Лучше!  Ну смотри, я преподаю так: вот приходят ко мне бабушка с внучкой, мы садимся втроём и рисуем. Радуемся – офигенно! 

Если народ соберётся, организую первое занятие совершенно бесплатно. Каллиграфия, работа пером, композиция как мировоззрение. Будет интересно!

 

PS

Можно сделать фото напоследок? Могу отправить свои фото, я сам фотограф.

А что думаете по поводу нашумевшей выставки Стёрджеса? Думаю, что это совершенно политическая акция.

Вы считаете, что это искусство? Я знаком с людьми, которые тоже творят в этом направлении. И ничего страшного с ними не случалось. И, кстати,  на 30% картин в Русском Музее тоже изображена нагота.

 

Рыбы, башни и жизненная философия Сергея Феденко

Рыбы, башни и жизненная философия Сергея Феденко

Поделиться в соцсетях: